АЛГА!

АДАПТАЦИЯ

CD "Джут"

Выргород, 2002

Недавно я обнаружил чудовищный пробел в своих знаниях - я понял, что не помню точно, как именно командарм Чапаев из старого кинофильма отвечал на сакраментальный вопрос: "Василий Иванович, а вы за кого, за большевиков или за коммунистов?" Единственное, что помню: и вопрос, и ответ были вполне шуточные, как сейчас сказали бы, со стёбом. Именно это и позволяет мне немного расслабиться: кто же не забывал старых анекдотов?

С группой "Адаптация" всё немножко сложнее, потому что вокруг неё - самобытного и мощного явления в русскоязычной рок-музыке, было сломано немало копий представителями различных (молодёжных) радикальных движений и организаций. Вопрос: "За кого Ермен Анти, за национал-большевиков или за анархистов?" - не на шутку взволновал и волнует поныне многих молодых радикалов, хотя бы потому, что национал-большевики и анархисты - это действительно две большие разницы, не то что коммунисты и большевики во времена Василия Ивановича.

Я не знаю, на чью сторону качнулась чашка "внутренних весов" Ермена Анти, Николая Вдовиченко, Сани Шизы и Сергея Щанкина (вокал/гитара, бас, гитара и барабаны соответственно). То Ермен от имени группы заявлял: "Мы - анархо-коммунисты" и клялся в своём интернационализме. То выступал на партийном празднике НБП в Смоленске, сославшись на то, что о партийности мероприятия узнал только в самый последний момент, перед выходом на сцену, когда разворачиваться и уезжать было уже поздно. Я лично думаю, что развернуться и уйти никогда не поздно, но выяснение этого вопроса лучше оставим до какого-нибудь интервью. Сейчас вопрос не в этом, а в том, почему же политика опять встаёт поперёд музыкальной составляющей?

Отвечаю: потому что в данном случае без этого обойтись решительно невозможно. Всё творчество группы "Адаптация" в целом и многие её песни по отдельности являются политическим обличением сильных мира сего, угнездившихся на царстве во всех постсоветских странах, будь то Россия или родной для участников "Адаптации" Казахстан. Может быть и непонятно, "в чью пользу" поёт "Адаптация", но вот с тем, против кого направлен гражданский пафос участников этого, условно скажем, панк-коллектива, всё более или менее понятно. В текстах "Адаптации", даже на таком "спокойном", зрелом альбоме, как "Джут", на это немало прямых указаний (благо, переиздание на СD прошлогоднего кассетного релиза "Джута" выполнено "Выргородом", можно сказать, шикарно - в буклете, решённом в чёрно-красном глянце, приведены тексты всех девяти песен альбома, а в четырёх русскоязычных песнях "бонуса" текст вполне внятный и легко считывается ухом). "Адаптация" поёт не против какого-то конкретного президента, акима (мэра по-нашему) или директора рынка, она поёт против всей нынешней общественно-экономической формации, с массой специфических и вполне извращённых властных отношений в экономике, административном аппарате, культуре и в том, что называется "духовной сферой".

Довольно долго "Адаптацию" сравнивали с "Гражданской обороной", что не удивительно, поскольку и музыкальная, и настроенческая принадлежность творчества группы к так называемой "сибирской экзистенциальной волне" в русскоязычном панк-роке вполне очевидна. Довольно долго большинство не самых умных разговоров вокруг Ермена сводилось к тому, дерёт он у Егора или не дерёт, и если дерёт, то откуда, что и почему. Впрочем, большинство участников таких разговоров на концерты ходили и кассеты друг у друга переписывали, а значит, самопальная инфраструктура поклонников "сибирского панка" работала на "Адаптацию" исправно.

Не хочется показаться слишком умным, но мне лично всегда казалось, что Ермен, даже находясь в рамках вышеописанной "сибирской" традиции, безусловно отстоял от Летова на энное количество "ментальных километров". Летов жёстче, суше, может быть, парадоксальнее. Ермен теплее, чувственнее и "ближе к народу". Впрочем, это у нас не чемпионат по новому сибирскому виду спорта, а рецензия на последний по времени альбом выдающейся казахской группы.

Мощь и плотность звучания, поражавшие даже на ранних записях группы, нынче отлились в какое-то иное качество. Я бы, скажем, не стал с прежним своим упорстовом вписывать "Адаптацию" в контекст отечественного панк-рока. "Джут" даёт для этого куда меньше оснований, чем, скажем, "Парашют Александра Башлачёва", "Безвременье" или "За измену Родине". Лучшего определения для нынешней "Адаптации", чем "мощная гитарная музыка с элементами панка, психоделики, восточного фолка и западного мэйнстрима" я, пожалуй, не подберу. Уходит Ермен от голого отрицания и как поэт. В принципе, "Джут" ("джут", как говорил мне Ермен, - особого рода ледяная корка, покрывающая иногда казахскую степь, что-то похожее, но в городских условиях, мы видим на обложке альбома) - это альбом "песен о Родине", где-то бытописательный, где-то воспаряющий до абстракций, но темы дома, города, страны, где приходится жить, возникают постоянно. Получит ли Ермен когда-либо орден героя Казахстана или медаль "За интеграцию СНГ", я не уверен, но то, что он делает для своей страны (и для нашей, для нашей тоже, поскольку поёт преимущественно по-русски) - та самая необходимая черновая работа культуры, без которой духовное выживание просто невозможно. Так вышло, что государства у нас не заботятся о моральном и психическом здоровье населения. Что же, пускай это делают 28-летние повзрослевшие панки, у которых попёрла горлом лирика.

"Адаптация" - группа разгребателей грязи. А в грязи, бывает, попадаются жемчужины. Ермен же вообще считает, что "грязь - это способ остаться чистым".

Цитата:

По утрам на всех рынках города
Детвора средь барыг ошивается:
Кто ворует, а кто просто кормится,
Ну а в общем, все побираются.
У народа хватает подлости,
У вождей не хватило смелости,
Вот поэтому пьёт по-чёрному
Наша сраная интеллигенция.

Трэк-лист:

1. "Мой город будет стоять"
2. "По дороге домой"
3. "Встретимся"
4. "Лето"
5. "Там, где рождается боль"
6. "Грязь"
7. "Жизнь в полицейском государстве"
8. "Улицы города"
9. "Тысячи долгих дней пустоты"

bonus tracks (from "Live in Бишкек", 10.02.2002)

10. "Феодализм"
11. "Политкорректность"
12. "Дезертир"
13. "Убиваю себя"
14. "Алдар Косе"
15. "Телефонный разговор с Н.Н."

Влад Тупикин, специально для РокмЬюзик.Ру

Хостинг от uCoz