АЛГА!

Адаптация

Запахи детства
(c) 1996 АДА records
11tks/29mins
Колесо истории
(c) 1997 АДА records
(p) 2002 Выргород
22tks/61mins

Группа АДАПТАЦИЯ образовалась в 1992 году в Актюбинске (Казахстан). У истоков ее создания стоял Ермен "Анти" Ержанов. Он же - автор почти всего репертуара группы. С тех пор АДАПТАЦИЯ прочно удерживает лидирующие позиции на местной андеграундной сцене.
"Запахи детства" и "Колесо истории" - сборники песен периода 1992-95 гг., записанных разными составами (постоянного-то и не было). Вместе они образуют семантическое целое, объединенные неисчерпаемой темой стремления к обособлению от общества.
Стиль ранней АДАПТАЦИИ можно условно обозначить как "социальный панк". Песням начального периода присущи активная гражданская позиция, помноженная на юношеский максимализм, ярко выраженный радикализм (Ермен не раз в своих интервью заявлял, что он - анархокоммунист), неприятие устоев как советского, так и постсоветского общества.
Сборник "Запахи детства" имеет признаки альбома, о чем свидетельствуют и песни, составляющие некое смысловое поле, и общее настроение, и наивная картинка на вкладыше, выдержанная в лучших традициях соцреализма. Название сборника симптоматично: он содержит сырой материал. Песни, в него вошедшие, Ермен считает слабыми. Во многих из них прослеживается влияние ранней ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
"Уходим в леса". Название говорит само за себя. "Марихуана" - метафора бегства от страшной реальности. "Тотальный оргазм" - логическое продолжение летовской "Делай с нами, делай, как мы..." Лирический герой то озлобляется на мир ("Весенний дождик"), то философствует ("Непрерывные медитации", "Запахи детства"). "На деревню дедушке" - аллюзия на ставшую классической "По трамвайным рельсам". В песне "Не могу быть анархистом" ставится под сомнение необходимость свободы, породившей мажоров в цветных пиджаках, буржуев, покупающих недвижимость, и рок-н-ролльщиков-конформистов. "Ненавижу тинейджеров" - посвящение позерствующим неформалам. "Ананас" - контрастна всему материалу сборника. Ермен демонстрирует незаурядное остроумие. Это и пародия на ВВ (великолепный баян Виталия Ширко!), и вызов, брошенный постсовковому шоу-бизнесу, и апофеоз раздолбайству. "Сушняки" - драматическая кульминация, эскалация чувств, концентрация накопившейся боли.
Название "Колесо истории" также имеет свою этимологию. Ермен Анти и Николай Вдовиченко, составившие сборник, окидывают взглядом прошлое, извлекая из него то, что на сегодня кажется наиболее актуальным и ценным. Фотография боксера, пристально глядящего на потенциального противника со вкладыша, - символ непримиримости.
"Панки хой" - жизнерадостный гимн духовному единству панков. "Анархия" - декларация политических убеждений автора. В песнях "Цемент", "Не пойду на выбора" и "Онанизм" выражена ненависть к политике и политикам всех мастей. "Тоталитарная" - посвящение Нурсултану Назарбаеву. Герой Ермена то мазохист, наслаждающийся собственной депрессией ("Кайф"), то скептик, разочаровавшийся в жизни ("Убей в себе романтика", "Нас станет меньше", "Никто не придет"). И, вместе с тем, он не растворяется в толпе, сохраняет активную гражданскую позицию ("Легко умирать"). "Памяти К. Кобейна" - не столько дань уважения сиэттлскому музыканту, сколько размышление о жизни и смерти, философское и лаконичное одновременно. Странно, что на альбоме отсутствует заглавная песня.
Альбом добит 10 бонусами. 6 - из бутлега 1997 года "Отбой" ("Отбой", "Опять", "Карантин", "Пидарастия", "Стрёмные дни", "Прошлогодний снег"). В музыке заметен крен в сторону хардкора. 4 композиции - из "Запахов детства" ("Весенний дождик", "Запахи детства", "Ананас", "Сушняки").
Песни, включенные в "Запахи детства" и "Колесо истории", не характерны для АДАПТАЦИИ нынешней. "Когда мы начинали, - говорит Ермен, оценивая свое раннее творчество, - было дикое желание изменить мир... А сейчас - видимо, это с взрослением связано, - уже многое не так" (Пусть стихи возгорятся пламенем (беседа с Ерменом Анти). - "Одинокое Солнце" (Волгоград), 2001, #7, с. 6-7).
В заключение рискну возразить издателям: "Запахи детства" и "Колесо истории" слушаются как один альбом, и не следовало бы их искусственно разрывать. Вот только сами "Запахи..." подчистить не мешало бы, да вкладыш сделать покачественней. А еще лучше - выпустить оба сборника одним изданием.
А пока наиболее заинтересованным советую поискать "Запахи..." в фонотеках друзей или - на худой конец - в Интернете. Не пожалеете.

Г. Шостак
"Музыкальная газета" (Минск), № 9(307), апрель 2003

Хостинг от uCoz