АЛГА!

Суховей 4: 10 лет сплошного "сасыка"

В минувшее воскресенье, пока горожане подсчитывали количество выращенного картофеля на собственных огородах и дефилировали по улицам в поисках бесплатных развлечений, в Актюбинске в четвертый раз прошел фестиваль независимой (или некоммерческой?) музыки "Суховей".
Итак, в малом зале местного драматического театра прошел фестиваль "Суховей" номер "четыре". Возможно сэт-лист этого года не был так разнопланов, как прежде - заявлено всего 10 участников (к примеру, год назад их было 11, а еще ранее, если мне не изменяет память,13). В минусах не приехавший по семейным обстоятельствам Александр Рейтер из Ростова-на-Дону. Плюс - вырвавшийся выручать старых товарищей Женя Корней из Самары, и всего три коллектива, которые можно назвать открытием для местной музыкальной общественности - большинство "живьем" их никогда не наблюдало, и возможно, слышали только в "записях".
Фестиваль был под определенным знаком вопроса все лето. Как и почему - не так важно, но все мы понимаем, что за всем этим стоят хоть и не большие, но деньги, которых, как всегда, не хватает. И денег не хватило... Вернее поначалу их не было вообще. И если еще в мае Ермен получил принципиальное согласие на участие от групп ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, РАДА И ТЕРНОВНИК и ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, то спустя некоторое время из-за проблем с финансированием (источник, обещавший выделить искомую сумму, сначала уменьшил ее в три раза, а потом вовсе отказал, и в последний момент пришлось искать деньги буквально по личным связям) произошло и перемещение по дате (с начала августа на конец) и изменение в составе. В связи с этим, как вы понимаете, в этом году мы лишились возможности лицезреть два очень интересных коллектива (возможно, и ЛУКИЧ, и РАДА еще посетят последующие "Суховеи"). "Распедалив местных буржуинов на бабки" (цитата из гостевой книги сайта http://ermen-anti.narod.ru), только к концу июля - началу августа наконец определился состав и новая дата - 29 августа, тем самым по времени практически попадая на дату прошедшего десять лет назад первого аналогичного фестиваля "Сасык" (26.08.1994), тоже проведенного Ерменом и Ко. Кстати, под знаменем "Сасыка" прошел почти весь фестиваль. Проблемы были и с арендой помещения, и с билетами для музыкантов - здесь свою роль сыграл "бархатный сезон". Пока отдыхающие граждане стремились "на юга" и "с югов", музыканты правдами и неправдами на перекладных и за свой счет добирались в наши степные пенаты.
Фест, как ни странно, начался практически вовремя - пятнадцатиминутное опоздание в подобных случаях погоды не делает. Деревянные свежесколоченные скамейки а-ля сельский клуб вызывали только первоначальное умиление. Мысль вторая, что на них придется просидеть добрых шесть часов, уже энтузиазма не прибавляла. К тому же это произведение столярного мастерства покрасили за пару дней до этого, так что у многих остались памятные отметины в виде вкраплений свежей краски на ткани, обтягивающей пятую точку. Интересно, это входило в стоимость аренды? Ну и недаром фест зовется "Суховеем" (даже, несмотря на то, что прошел позже обычного) - температура на улице и в зале строго соответствовали названию. Жара и духота стояли ободряющие и разгонять их приходилось активным потоотделением и восполнением влаги жаждущим организмом. Так как панк-концерты далеко не утренники, а определение "дети" подходило для большинства собравшихся от буквально до чисто номинального (все мы чьи-либо дети) - "дети" громко пили и курили. И не равнодушным, то незаслуженно без горячего приема, сейчас - приятная поддержка и крики одобрения. И голос поувереннее, и подача поэкспрессивнее. Харизма, что ли, растет? Или я сидел близко к сцене?
Александр Репьёв. Вот и первое удивление. Понятие "школы" все-таки, видимо, присутствует в мире, и москвич Репьёв - представитель явно школы иной. Взращенный на других кормах, вскормленный другими хлебами и вспоенный другим молоком. Таких рок-бардов (ничего, что я его так называю?) у нас еще не было. Под "у нас" я подразумеваю, что и техника игры, и даже манера пения Александра Репьёва отличаются от того, что давала земля актюбинская. Песня "про чай", не знаю, как она точно называется, заставила уже не просто доброжелательно принимать, но и ритмически прихлопывать разогревающуюся публику, чем ввела Александра в приятное замешательство.
Следующим вышел приехавший спасать положение из-за отсутствия многих участников Женя Корней. Как заметил Клещь, "старшему поколению не надо представлять, кто это такой". Некогда одно из основных звеньев АДАПТАЦИИ (Шиза-Корней-Ермен) в 90-х эмигрировало сначала в Москву, а затем в Самару. И там, и там Корней не прекращал заниматься музыкой. В родном городе "простой саздинский пацан" не был шесть лет, что делало встречу в меру волнительной. Немного светской журналистики: чисто визуально Корней поправился, набрал вес и заматерел. Что делать, все мы становимся старше. Помогать ему в музицировании подвизался Владимир Белканов, и порою в тему, порою нет, выдавал трели на английском рожке типа дудки, который у него болтался на шее. Корней был в расстроенных чувствах, и на просьбу "чё-нить повеселее" честно ответил: "а повеселее ничего нет". За такое откровение был поддержан всем залом и со сцены ушел под понимающие аплодисменты.
Владимир Белканов - вот она ходячая, в меру трезвая, подозрительно спокойная и всегда желающая общаться харизма города. Белканов - тот случай, когда к сцене подтянулись не попрыгать, а посидеть, попеть и покачаться в раста-угаре. И Хомяк пел, как солнце палило над головами. Шутейно, с улыбочкой путая слова, забывая текст и тут же подхватывая утерянную нить. Нет, поклонниц было больше. "По палатам" выдавали хором с соблюдением законов жанра а-капельно, с прикладыванием руки к уху и расплывающейся улыбкой Чеширского кота. Хомяк признавался в любви и уважении к Корнею, долго сопротивлялся, что ему не суждено сыграть в электричестве, спорил, сколько еще осталось песен, передавал привет галерке, делал комплименты тем, "кто меня слушает", и умолял кого-нибудь подыграть ему на барабанах. В конце концов Сергей Щанкин согласился и оседлал барабаны.
Начавшие электрическую часть "Суховея" тольяттинцы УЧИТЕЛЬ БОТАНИКИ основаны Алексеем Кармановым где-то в 1996 году, и в своем послужном списке имеют уже несколько альбомов плюс периодические концерты по клубам и фестам. К нам они приехали в усеченном составе (что вполне естественно для таких гастролей), и восполнить пробелы помогли уже упомянутый Александр Репьев на басу и Сергей Щанкин за барабанами. Вот вам и удивление номер два и понятие о другой "школе"! Как бы не были близки идеи регги, но у УЧИТЕЛЯ БОТАНИКИ взгляды на дело Боба Марли несколько иные, чем у Белканова. Что-то очень медленное и депрессивное, вязкое и тягучее - таково регги постпанковской эпохи в представлении Карманова. Но Хомяку, видать, вставило. Он и его английский рожок присутствовали на сцене постоянно. Вывод: УЧИТЕЛЬ БОТАНИКИ - если это и регги, то не для пляжа и девок в бикини.
Николай Вдовиченко - то ли басист АДАПТАЦИИ, поющий и играющий на гитаре в собственной группе, то ли фронтмен ЗАПАДНОГО ФРОНТА, периодически "басящий" в АДЕ. Это тем более непонятно, так как Ник ровно десять лет назад на знаменитом "Сасыке" впервые вышел на сцену и сделал тогда это сольно. А начиная свое выступление сейчас, Ник скромно поздравил всех с великим праздником - своим днем рождения, чем вызвал гул одобрения в зале, и запел "Жилянковский блюз". Собственно для местного пипла Ник тертый калач, старый знакомый, и программу ЗАПАДНОГО ФРОНТА знают дома назубок. Что и доказали, бодро принимая именинника.
Денис Третьяков и ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА из Ростова-на-Дону имеют уже свою "суховеевскую" историю. Денис играл акустику два года назад, и в прошлом году обещал привезти всю группу. Не сложилось. И вот удивление номер три! ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА просто положила всех на лопатки. Порвала не глядя! В хорошем смысле. Угар подкрался незаметно. А памятуя о разных "школах", это был другой угар. Колбасило всех - и тех, кто сзади, и в передних рядах. Как Сергей Есенин готов был "задрав штаны, бежать за комсомолом", так и весь зал готов был повторить этот безумный порыв поэта. Денис все сомневался, какие вещи петь: старые или новые, но имело ли это весомую разницу, когда ты слышишь личность? Народ, правда, требовал старые. Некогда АДАПТАЦИЯ на заре своей деятельности использовала баян в своем инструментальном раскладе, ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА используют скрипку. Необычно? Причем скрипач - добродушный двухметровый гоблин. Кстати, с точки зрения техники и чистоты исполнения все на хорошем уровне. Сильная ритм-секция, и даже подвыпивший Третьяков не забывает играть на гитаре. Очень мощно. Драйв не прямолинейно колбасного характера, но хочется хлопать в ладоши и отбивать ритм ногой. Вот такие вот проявления детской непосредственности.
Как хозяева положения, АДАПТАЦИЯ имела полное право на лавры хэдлайнера. Но, как гостеприимные хозяева, не стали завершать концерт. Тем более что в течение феста происходили постоянные передвижки по времени (одни сыграли больше, другие - меньше), и под нож они подставили именно себя. Субъективно (на мой взгляд) выдали явно ограниченную программу - были все известные хиты, но их могло быть и поболее. Вышли в составе - Ермен, Ник Вдовиченко (бас), Сергей Пичуев (барабаны) и Мясо (гитара). То, что творилось на галерке, людям, побывавшим на домашних концертах АПК, объяснять не надо - там была "гимнастика". Под занавес спели "Алдар-Косе", а предстоящим выборам и всем кандидатам в депутаты посвятили старенькую, десятилетней давности, песенку "Не пойду на выбора".
И вот настал еще один момент удивляться. Говорят, что известный когда-то тусовщик "Шкипер" пришел только для того, чтобы своими глазами посмотреть на них. Ну не мог он, счастливый, поверить, что город посетят бывшие участники ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Такая вот ностальгия юношеская... "Манагер" и "практически ваш "Отан" по клещевскому определению группа РОДИНА завершали "суховеевское" действо. Шесть часов для бэнда не прошли даром и внесли коррективы в ряды - басист Аркаша нетрезво "саламкался" с залом заученными фразами и требовал себе микрофонную стойку. Народ после АДЫ пребывал в недоумении - чего еще ждать? Группа настраивалась. Зал медленно "растекался". Напряжение нарастало. Не будем усугублять - коллега Летова не заставил себя долго ждать. Манагер выдавал короткие порции добротного, забористого панка. Вот только пипл, вскормленный на КОРОЛЕ И ШУТЕ, не въезжал. Вроде драйв, но после каждой песни только робкие вскрики - устали что ли? Манагер выдавал мелкое пого на сцене, басила Аркаша крушил стойки вокруг и наступил на пульт, лишив на время Манагера микрофона. Ермен и Ко, устроившись на полу, откровенно тащились. Что сказать - классический сибирский хаос в лучшем виде - достойное завершение четвертого "Суховея"!
И немного о личном. Как все прошедшее показалась мне? Один титулованный, заслуженный и многоуважаемый питерский рок-музыкант как-то сказал, что время "квартирников" прошло. Бо де музыкальная индустрия развивается, и даже такие альтернативные направления, как "рок", нуждаются в большой сцене. Возможно, где-то в Питере ситуация именно такова, или сам светила вырос из "квартирников", или "рок" у него другой, но они, т.е. "квартирники", есть. И "Суховей" по сути своей - это большой "квартирник" на выезде. Где все практически знают друг друга и о концерте знают не из газетной рекламы, а передают из уст в уста. Такое вот "сарафанное радио". Насчет понравилось или нет... Ну, это девушки могут нравиться или не нравиться. Ощущения разноплановые. У всех приезжих групп очень хороший инструментальный и профессиональный уровень. Аппарат в этот раз достойный. Явный лидер, имхо, - Денис Третьяков и ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА. Несмотря на иконообразность Манагера и РОДИНЫ, местная тусовка их мало знает и, возможно, им надо было выступать перед АДАПТАЦИЕЙ. Но это мое личное мнение, не претендующее на совет АПК. "Суховею" советы не нужны. Своим, конечно, стены помогали - немного скомканно выступили БОТАНИКИ. Александр Репьёв показал проникновенный бард-рок, и, может, в будущем появятся его местечковые клоны. Разница "школ" была налицо, и это есть "гуд". К примеру, если все наши музыканты на сцене держатся фиксированно, как комсомольцы на агитках, то Манагер со своим Аркашей не стеснялись "двигаться" в пределах разумного. По словам Дениса Третьякова, все происходящее было "лучше, чем "Экзотика" и, "приезжайте к нам, в Ростов, мы там тоже неплохо зажигаем". Да, а где был Главный Зажигатель, Герцог Мракобесия и Президент Всея АПК в одном лице Красный Хоббит? Картошку собирал?

Владимир Зобенко
Газета "Диапазон" (Актюбинск), сентябрь 2004.

Хостинг от uCoz