АЛГА!

Суховей-V: Пускай зеленый светит нам почаще на пути…

Если начать повествование официозно, то следовало бы написать: "13 августа в областном дворце школьников г.Актобе Западного Казахстана при поддержке городского отдела культуры состоялся юбилейный фестиваль независимой музыки "Суховей-V" Были приглашены андеграундные группы России, Украины и Казахстана."
Если попытаться рассказать о случившемся экспрессивно, то вместо связного рассказа получатся одни восклицательные знаки: Суховей-V! Наконец! Состоялся!
Я попытаюсь держаться середины и открыть вам секреты прошедшего Суховея от первого лица.

Корни фестиваля восходят к не столь далекому 2001 году. Идея пришла в голову актюбинского музыканта Ермена Ержанова. Фестиваль задумывался как подарок городу (соответственно, не имел коммерческой подоплеки). Он же занялся организацией первого Суховея, который был полностью акустическим. В 2001 году там, помимо актюбинских групп, выступали Клещ и Алес (Москва).
С каждым годом география фестиваля расширялась - за пять лет в Актобе побывали более 20 групп из 15 городов ближнего зарубежья. Среди них были весьма известные на андеграундной сцене России люди - Юлия Теуникова, Манагер (Москва), Церковь Детства (Ростов). Подышать горячим августовским ветром казахстанских степей приезжали самые разные музыканты, многие не один раз. Но никто из гостей не выступал дважды - это одно из неписанных правил фестиваля.
На самом деле - Суховей это неразгаданный феномен Западного Казахстана. Для многих людей остаются загадкой следующие вопросы:
Почему Суховей, несмотря ни на что, поддерживают местные власти, которые обычно весьма скептически относятся к мероприятиям такого рода?
Почему музыканты, в том числе довольно известные соглашаются выступать на фестивале без гонорара или за чисто символическую плату?
Почему местные панки, привыкшие отрываться и беспредельничать на актюбинских сейшенах, на Суховее ведут себя почти прилично?
В общем, на Суховей приезжали люди из всех уголков СНГ, а у скептиков, считавших фестиваль сейшеном местечкового масштаба, округлялись глаза…
И в этот раз…

В этот раз…
…местом для проведения фестиваля был избран актюбинский Областной дворец школьников - пристанище юных талантов. К счастью, таланты разбежались на летние каникулы и заняться качественной отстройкой звука музыкантам никто не мешал. Если не считать любопытных сотрудниц Дворца, которые мало понимали, что происходит и с благоговейным ужасом взирали на сцену, заставленную инструментами.
Атмосфера в актовом зале сего почтенного заведения заставила ностальгировать о детсадовских утренниках. Разноцветные шторки с наклейками из фольги в виде всяких цветочков, танцевальные станки у стен и заботливо расставленные кем-то стулья. На маленькой дощатой сцене вместо елочки почему-то возвышалась барабанная установка. Зал не очень большой и в плане акустики сложный - многие музыканты волновались из-за качества звука. Как показало дальнейшее развитие событий - совершенно напрасно. Аппарат был отличный - вследствие протекционизма городского отдела культуры.
Выступающие потихоньку собирались и начинали отстраивать звук - спокойно, без всякой суеты.
К пяти часам местного времени толпа зрителей возле входа начала проявлять признаки гиперактивности. В размеренном порядке людей начали пускать в зал. Минуя двух охранников и билетершу, жаждущие хорошей музыки люди плутали по коридорам Дворца, идя на звук. Контингент собрался самый что ни на есть разнообразный - от тинейджеров-тусовщиков до брутального вида сорокалетних мачо. Всего человек двести, хотя до официального начала фестиваля на глаз количество оценить был сложно - люди не сидели на месте: выходили курить, уходили, разбегались по темным углам. Мне еще запомнился учитель биологии из соседней школы. Вот уж кого не ожидала там увидеть!
Девчонки, естественно, разукрасились, кто во что горазд, нацепили на девственные грудки короткие майки с надписями типа "Панки, хой!". И совершенно напрасно! Потому что панкового настроения на пятом фестивале независимой музыки совсем не наблюдалось. Скорее - реггийное, приправленное солнечно-фанковыми мотивами. Летнее! Смотреть на брутальных девиц с глазами, подведенными черным карандашом было смешно. После выступления ВПР они, бедняжки, и сами поняли глобальную неуместность своего поведения. И притихли (сделали доброе дело - ненавижу девиц, которые после принятия на грудь пары банок крепкого пива гонятся за дешевой популярностью).
За порядком следили специально приглашенные блюстители закона. Но особой работы для них не нашлось. Видимо, все, кто желал подраться, продать тяжелые и легкие наркотики и употребить спиртные напитки в общественном месте, каким-то образом успели сделать это до фестиваля. Поэтому доблестным милиционерам не оставалось ничего, кроме как стоять с прямой спиной, периодически оглядываясь по сторонам и слушать музыку.
Рекламы фестиваля, как таковой в принципе не было. Так, несколько афиш. Причем это было сделано умышленно. Не хотелось негатива - всяческой случайной эстетствующей гопоты. А нужные люди собрались в любом случае…
На фестиваль приехали все группы, заявленные в афишах, кроме донецкой группы "День Триффидов". Парни не успели сделать в срок загранпаспорты. Эх, тяжелая страна - Украина…то революции у них, то визовый режим…
Открыл фестиваль, по традиции, Паша Клещ из Москвы, который спел несколько хороших песен под гитару и с самого начала создал доброе настроение.
Следующим на очереди был маэстро Белканов, на днях приехавший из Павлодара, где в данное время живет и занимается творческой деятельностью. Маэстро был в практически трезвом состоянии, в хорошем расположении духа и в белой рубашке. Сыграл несколько старых вещей - и немного доброго, умного рэггей, настоящего казахстанского рэггей с горьким привкусом степной полыни. Того самого, которое московские журналисты в рецензиях любят называть философским. Во время исполнения "Лета" почувствовалось скоротечность этого самого лета и…печальное дыхание наступающей осени.
Далее - некий Александр Кирьянов из города Павлодара, который, оказывается, славится неплохими музыкантами. Честно говоря, Кирьянова особо не слушали. Зрители были на взводе - больше не хотелось туманной грусти и негатива. Я, конечно, порадовалась за таланты Отечества, но чуть деревенская манера исполнения Кирьянова не впечатлила.
И вот - самая долгожданная часть фестиваля - группы играют в электричестве. Открыл электрическую часть фестиваля актюбинский коллектив "КПД" в составе Андрея Ненашева (бас-гитара), Стаса Ткачева (вокал, гитара), Сергея Щанкина (барабаны) и Нагима Абилова (флейта).
Когда у кого-нибудь из участников этой команды спрашивают, как они сами определят стиль исполняемой музыки, они ехидно посмеиваются. Говорят, что не все в мире можно определить.
Безумная смесь рока, фанка, рэггей и еще черт знает чего, вкупе с ненавязчиво зомбирующей лирикой господина Ткачева заставили зал подорваться с сидячих мест.
Вообще по поводу творчества "КПД" у меня давно сложилась субъективное мнение. Я считаю, что это не просто команда, которая играет "на уровне" - это реально самые перспективные музыканты города Актобе. За сорок минут на сцене КПД показали невероятную музыкальную гибкость, перемещаясь по саунд-плоскостям депрессивного трип-хопа с колоритной изюминкой флейтового соло, фанка, альтернативного рэггей и динамичного веселого панка. Хорошая музыка. Очень хорошая. Made in Aktobe!…

Музыка тех, кто улыбается…
Проект "ВПР и фестиваль всего на свете" по-прежнему остается притчей во языцех российской андеграундной сцены. Вроде бы коллектив творит вещи андеграундной направленности, в чарты и на MTV не лезет, интервью направо и налево не раздает, в модных журналах не светится. А огромная народная популярность все же имеет место быть!
Да и как же не быть ей…Вот скажите,вы слушали Рому ВПР? Если да, то наверняка знаете, о чем я, можете пропустить следующие несколько абзацев.
Если нет - то знайте - многое потеряли. Это музыка, которую совсем не хочется определять как русский рэггей, потому что с понятием "russian roots reggae" у многих связаны не очень хорошие ассоциации вроде олигофренически-занудных текстов "Джа Дивижн" или псевдорастаманских вибраций типа столь разрекламированной "Пятницы". Но с другой стороны, хочется думать, что ВПР - это и есть каноны истинного русского рэггей. Рэггей с запахом подмосковных лесов, с чувством снега под босыми ногами, рэгги цвета морской волны. Глубокий и вместе с тем нежный вокал с неуловимыми славянскими интонациями. Щемяще-красивые тексты, написанные по всем канонам русского языка, заставляют профессиональных филологов грызть ногти от зависти.

Никогда не дождаться дождя
Никогда не распутать путы пути…
Прослезится солью земля…
Севастополь, море, небо
Милая, прости!


По Москве ходит легенда, что аббревиатура ВПР расшифровывается как "Великий поэт России". Знаете, я прячу весь свой цинизм в закрома подсознания для подходящих случаев - и стопроцентно соглашаюсь с этим. По крайней мере, столь самобытных творческих людей как Рома ВПР на российской андеграундной сцене можно сосчитать по пальцам…
Так вот, дорогие сограждане, эти люди в прошедшую субботу выступали на сцене актюбинского областного Дворца школьников!
Для тех, кто не слышал живые записи ВПР, это выступление стало настоящим сюрпризом - очень уж необычными были аранжировки. Сказались музыкальные увлечения барабанщика Офыча, который ди-джействует вовсю и все свободное время посвящает музыке в стиле электро. Звук был электронным, совершенно нехарактерным для ВПР. В общем, в течение часа в зале был устроен сумасшедший кач. Никто не остался равнодушным! На лицах людей сверкали улыбки. Все танцевали, пели. Люди приехали из окрестных поселков специально чтобы посмотреть на ВПР. Во время заключительной композиции "Музыка" в зале началось настоящее рэггей-сумасшествие. И это у нас, в Актобе, где рэггей толком никто не слушает и не воспринимает… В общем - полный positive vibration!!!...
От себя могу заметить, что звездной болезнью ребята из "ВПР и Фестиваль Всего На Свете" не страдают, а в быту являются простыми и жизнерадостными парнями, наделенными своеобразным чувством юмора.
Искренне хотелось бы поблагодарить организаторов фестиваля за ВПР. За позитив, которого так не хватает.

Группа "Чернозем" (Москва-Тюмень) выступала самым многочисленным составом (пять человек) играла что-то тяжелое и красивое. Спели песню "На последней пристани", посвященную погибшему несколько лет назад актюбинскому музыканту. Вообще-то, во время выступления "Чернозема" душу начали атаковать скребущиеся кошки. Красивая и задумчивая музыка для серьезных людей.
Вслед за "Черноземом" на сцене появился "Западный Фронт" - как ошибочно полагают многие - дочерний проект "Адаптации". На самом деле "Западный фронт" - это совершенно самостоятельный коллектив. Правда, в составе всё тех же музыкантов "Ады". Или это "Ада" в составе музыкантов "Западного Фронта"… Ну, в общем, я окончательно запуталась :-)
На самом деле песни Николая Вдовиченко, фронтмена "Западного Фронта" (прошу прощения за невольный каламбур), отличаются более лирической направленностью. В унисон реггей-настроению на пятом "Суховее" прозвучал "Соломенный вечер", вещь, запомнившаяся для гостей, которые слышали ее впервые и давно полюбившаяся актюбинцам.

Закончила юбилейный фестиваль "Адаптация", которая отыграла как всегда на уровне. Презентовала широкой публике новую песню - "Салют и бомба". Под конец на сцену вышли почти все музыканты. Вот таким групповым экстатическим танцем под песни "Адаптации" и закончился пятый, юбилейный "Суховей".
Народ неохотно разошелся по домам, музыканты поехали на вписки.
А на меня сверху опустилось душное облако рефлексий. Не хотелось верить, что лето по сути кончается, что в понедельник утром с больной головой плестись на работу, что дома сломался сабвуфер и в местном супермаркете опять очереди.
И - захотелось пожелать словами Ромы ВПР:

Пусть радуется радуга, и вертятся ветра
Пускай архангел на трубе играет соло
Пускай орет будильник, утверждая "Жить пора!"
Пусть, наконец, развеселится невеселый!

Ladyrain
"Новая Газета (Самара)", 2005 год

Хостинг от uCoz