Адаптация - "Так Горит Степь"
Если б не терпели, - по сей день бы пели. АДАПТАЦИЯ долгое время была откровенным укором для русской рок-оппозиции, подсказывая тон, звук, характер и направление движения. Не единожды задавался вопрос: "Почему именно группа из Казахстана подхватила знамя, упавшее из ослабевших рук Егора Летова?" Неужели у нас в России нет своих бескомпромиссных панков, способных прокричать о происходящем? И ведь не только панков, но и прочих рокеров племя старалось не замечать происходящего, уезжая в деревни, раскрывая в себе целые Вселенные, а на окружающий мир не оставляя даже овчинки. Вопрос задавался, но ответ искать никто не торопился. И вот теперь мы оказались там, где неминуемо должны были. Единый телевизионный канал (на Новый год вы сами могли убедиться в том, что три общероссийских канала - всего лишь три башки одного дракона) воспитал могучую армию детей-зомби, пускающих слюни по всякому поводу. Слюни ненависти вылетают изо рта нациста, забивающего до смерти прохожего, не подошедшего под стандарты патриотической антропометрии. Слюни вожделения стекают по нижнему белью вуайеристов пубертатного возраста, наблюдающих за тем, как штампуются фабричные звезды. Слюни счастья разбрызгиваются на соседей из пьяного рта, голосящего вместе с яркой мерзостью от Данилки. Слюни гордости за себя неповторимого оставляют темные пятна на одежде как бы панка, не способного выразить даже элементарные мысли на родном языке. 2005 год усилиями "Выргорода" отправил в эту многоликую слюнявую харю сокрушающий удар. Теперь АДАПТАЦИЯ уже не укор, а нокаут. Это приговор и его исполнение. Но на плахе жалко дергается и пускает струйки мочи вовсе не попса. А что ей, родимой, весь этот огненный вихрь? Силиконовая поверхность брызнула очередной порцией липких выделений и отправила залп по касательной, даже не заметив сотрясений эфира. Этот мирок продолжает мерцать тусклыми созвездиями загипнотизированных глаз. Зато незащищенное хлебало андеграундной "независимости" хрустнуло и брызнуло на выжженную поверхность костно-мясной пульпой, замешанной на слюнях и крови. Не многие способны выдержать удар такой силы, устояв на ногах. Попробуйте, например, послушать сразу после "Так Горит Степь" какой-нибудь альбом ПТВП или ТАРАКАНОВ. Только обязательно найдите перед этим тех, кто согласится удержать вас от разрушения аппаратуры или выбрасывания дисков в окно. Записанный в Павлодаре на "Фаркоп-студии" альбом звучит очень концертно, словно бы спетый за один прогон, на едином дыхании. Жизнь дышит из колонок настоящим рок-саундом глубоко и оглушительно, снимая стружку кожи, разрывая нити мышц. При непосредственном сотрудничестве со звукорежиссером Дмитрием Ширяевым сокращенный состав АДАПТАЦИИ (а если быть более точным, дуэт Ермена Анти и Ярослава Гасперта) зазвучал как никогда увесисто и основательно, но в тоже время с выходящей за грань агрессивной одержимостью. При этом "Так Горит Степь" не похожа на блок ударных панк-боевиков, вобрав в себя и балладную распевность, и психоделическую тягучесть, и традиционную рок-н-ролльную ритмичность. Без виртуозности, но мастеровито. Какой идиот сказал, что панк - это когда никто не умеет играть? Не умеют играть не панки, а плохие музыканты (а коверкают родной язык тоже не панки, а обычные безграмотные неучи). Последняя студийная работа АДАПТАЦИИ тематически однородна и почти не допускает ответвлений. Общая мысль подчеркивается одними и теми же символами. Основная метафора - Холод (и сопутствующие элементы в виде зимы, снега, льда). Все живое забилось в норы и щели, а те, кто не успел скрыться - околели на пронизывающем ветру, застыли под ледяным взглядом рыбьих глаз. Мы сами выбрали себе эту окаянную стужу, мы сами уродуем свой мир. Но самое большое преступление - мы уродуем своих собственных детей. Мы… Или все-таки они? Нет, еще не все мы стали ими. И пока мы не они, нам остается только один выход - всеочищающий огонь. Пламя слизнет всю нечисть и растопит льды. Есть риск, что пожар не оставит после себя ничего, кроме пепла, но чем выжженная степь хуже ледяной пустыни? Пепел удобрит почву, которая обязательно даст в апреле новые всходы. И пусть это будут уже не зомби, вылупившиеся из зубов дракона. А теперь не обойтись без многочисленных цитат (числа означают порядковый номер песни).
ХОЛОД
ДЕТСТВО
ОГОНЬ
ЗОМБИ
Перед самым занавесом Ермен возвещает о последней надежде: если битва за землю обречена, то
"Так Горит Степь" - панк-гимн умирающему народу. Это памятник Ледниковому периоду и песнь во имя жизни и борьбы. Возможно, именно по этой причине нацболы так упорно пытаются монополизировать свое право на АДАПТАЦИЮ: соратники Лимонова, - в первую очередь, люди действия, а бездействовать, послушав песни Ермена стыдно и страшно. Метафоричность образна и понятна, ассоциативный ряд плотен и жесток. Впрочем, иногда сквозь метафоры и аллегории актюбинского Воина прорывается прямой текст - это хлебные крошки для тех, кто может по близорукости сбиться с пути:
И не дай вам Бог воспринять войну Ермена в примитивном смысле, реализуя ее через ножи и кастеты. Это дерьмо оставьте зверью. Единственный минус альбома - слишком рано звучит заглавная песня. После нее уже ничего невозможно слушать. И даже относительно спокойный характер следующей за "Степью" вещи "Ноябрь В Окно" (наконец-то записанной в должном качестве) не спасает ситуацию. Когда могучий вокал Ермена скручивал все нутро в одну сжатую до предела пружину, когда сердце на грани того, чтобы взорваться миллиардами красных шариков, потом хочется абсолютной тишины. Хотя бы на полминуты. Логически все выстроено правильно, и совершенно ясно, что завершать альбом должно "Небо", но вместе со "Степью" сгорает слишком много эмоций, чтобы слушать дальнейшие песни без потерь. По моей пятибалльной шкале оценка альбому - "пять". Она была бы высшей при любом количестве баллов. PS: Отдельная благодарность за великолепно подошедший по настроению бэк-вокал Александры Надточиевой. Старый Пионэр |