АЛГА!

Реквием по мечте

Рассказывать заново о неформальной актюбинской сцене – имеет ли это смысл, когда и без того все писано-переписано, выложено в интернете и доступно любому желающему? Куда более любопытно будет изложить свой личный опыт общения с нашими неформалами. Тем более, когда редактор, излагая задание, говорит: «Напиши о корифеях – «Адаптации», Белканове…», а ты внутренне вздрагиваешь и думаешь – уже столько лет прошло? Корифеи? А потом понимаешь – ну да, да же! Не больше и не меньше – 15 годков минуло с тех пор, как «молодая шпана» вышла на сцену (пусть даже и подпольную) со своими обжигающими песнями. А те, кого ты считала корифеями до сих пор – именно группы «Свет», «Желез-Диез» и другие дети рок-н-ролла либо надежно прописались в кабаке и стали живой легендой, либо просто канули в Лету.
Итак, мое первое знакомство с нынешними корифеями состоялось осенью 1992 года. Тогда мы с моей соседкой, студенткой музыкального училища, ныне известной журналисткой Татьяной Базыгиной, сидели возле ее подъезда. У меня была гитара, и я что-то тихонько наигрывала. Быстро, как положено в октябре, темнело, народ постепенно расходился. А в нашем дворе вдруг появился гость. У гостя, по причине темноты, не было видно лица. Зато был слух. «О, тут гитара! Танька, золотце, привет! Здравствуйте, девушка! Белканов, очень приятно», - говоря музыкальным языком, гость обширно экспозиционировался. А еще у гостя оказался голос. Даже нет – Голос, и даже больше – ГОЛОС. Не поддаться очарованию этого голоса было невозможно. Гость взял мою гитару, которая с непривычки чуть было не поехала строем (как в песне про старый рояль – «он весь дрожит от страха, не слыша Баха…», так и моя шестиструнка, не слыша привычных Пухоля и Тарреги, испугалась не на шутку), рассказал, что у него есть группа «ГиГ» - не «Гиперболоид инженера Гарина», какая вы, девушка, начитанная вся, а «Группа имени Гопника». Гость пел песни – «Актюбе-блюз», «Два ворона», еще много. Когда мы зашли в освещенный подъезд, выяснилось, что у гостя лицо есть, да такое, что Гарику Сукачеву с его хулиганской фактурой даже и не снилось. Мда. Ну да ладно.
Следующей осенью мы с Белкановым уже учились вместе. Я – первокурсница музыкального училища. Он – тоже. В очередной раз.
Вторая встреча. Лето 1994 года. Уже будучи наслышанной о некоторых персонажах тогда еще не состоявшегося АПК, я еще никого из них толком не знала. Но зато потихонечку пела в группе, которая желала играть чисто свои вещи, а для того, чтобы успокоить управление культуры, держала девочку-вокалистку, то есть меня. Хотя и девочкой я была тоже весьма неформатной, предлагаемую мне программу «Королева-Сенчукова-Аллегрова-Пугачева-Милявская» пела хоть и чистенько, но с отвращением, а после отрывалась под Цоя, Кинчева, «ДДТ», «ЧайФ» и Настю Полеву. Ну, значит, девочка в группе наличествовала (кстати, команда с легкой руки ударника назвалась «Группа ОК». Зачем, почему ОК – это надо спросить у него самого, хотя вряд ли он это сможет объяснить). Кроме девочки там были: гитарист Саня Штамм (Царствие ему небесное), гитарист Дмитрий «Демон» Гераськин, басист Саня Закляков (два последних чувака еще, помнится, потом вели на АТВ программу «СаундСкаут», то бишь «звуковой разведчик»), ударник Сергей «Бонза» Печуев. Из непостоянных, но очень нужных участников: вечно на чем-то замороченный и зверски музыкальный клавишник Марат Телеуов (что, Мара, помнишь эти репетиции?) и дико харизматичный, не побоюсь сказать – вокалист, Шура Чемоданов (не помню точно, кажется, из команды «Карма», Уральск). По тогдашним моим понятиям они были дядьки ого-го, для моего нынешнего возраста – прикольные мальчишки.
И вот эта компания, вывезенная для очередного «галочного» концерта в парк Абая, устанавливает аппаратуру. Я же, девочка в желтом платье, гуляю неподалеку от эстрады и наблюдаю, как дико и нецензурно возмущается парень, мой ровесник. Предмет возмущения: молодой человек собирал в парке «конОпель», а отряд конной полиции это ему сделать помешал! «Да они у меня будут е**ться в рот и в ж**!!! Это я сказал! Они знают, кто я! Ты знаешь, кто я?», - внезапно обратился парень ко мне. Интуиция меня никогда не подводила. «Ты Гавр», - ответила я, и, очевидно, получила «зачот».
На концерт Гавра и «Ады» я попала через полгода, и тоже своим путем: в моем кармане лежала писаная рукой еще одного гитариста, Саши Кутешевского, проходка: «Ермен, пропусти эту девушку. Это главный неформал нашего колледжа». Говоря честно, музыкальное училище в те полуголодные времена вообще не производило «формалов», а из женского их числа меня, наверное, можно было назвать главным. Проходка помогла, хотя и не Ермен продавал билеты. Какие они, панки? Если в сытой Британии «пистолеты» орали «Боже, храни королеву, эту старую бл***!», то о чем поют наши? Что меня, музыканта, поразило в услышанном со сцены – ни одного фальшивого звука! То есть да – крик, да – вопли, да – остервенение, но нет лажи. Это было чертовски приятно и изумительно! Уж если в родном колледже иногда приходилось услышать всякое, то здесь, в зале ДКЖ, было много звука, грязного с эстетической точки зрения, но чистейшего музыкально. Никакого «нестроевича». Артистизм этих бледных растрепанных парней был тоже выше всякого понимания. Мог бы кто-нибудь из них прямо на сцене снять живьем с себя шкуру – снял бы, чтобы по шкуре каждого слушателя побежали мурашки. Тексты меня немного озадачили. Что я смогла расслышать? «Ананас, ананас, а на нас ложили х*й, а мы на них положим два!..», «Мальчик упал в г*вно-о-о!». Мы живем в разных мирах – решила я тогда, и, как оказалась, была права. Но их мир мне был интересен.
Гавр, увы, заигрался со смертью. Она победила. Помолчим минутку и поверим в то, что останься он жив, все пошло бы чуть-чуть по-другому… На следующие концерты я ходила уже осознанно. Правда, знакомство с музыкантами сводить не торопилась, кроме тех случаев, когда со мной знакомились сами. Мы ходили немного разными тропами, но кое-где эти тропинки совпадали.
Несколько лет моей жизни прошли без панковского или иного присутствия. А уже после учебы началось сумасшествие, о котором можно писать романы… Постепенно стали близкими и важными такие люди и понятия, как фестиваль «Суховей», Малый зал драмтеатра, климохина квартира на Айтеке би-1, где казахстанскому гостеприимству удивляются москвичи «Мао Кота», а ростовец Денис Третьяков удивляется красоте казахских женщин. Ирина Мулдашевна – мама Белканова и… еще одного Белканова. Новая эпоха – это капитализм плюс интернетизация всей страны: у АПК завелась своя страница в глобальной сети, где админ-москвич старательно и грамотно отслеживает жизнь актюбинских музыкантов в Казахстане и за его пределами. Новости о гастролях «Адаптации» в Европе - для них мы все русские, говорит Ермен… Красный Хоббит, надаривший мне кучу ништяков в свой собственный день рождения. Уютная и теплая полуторка Ника Вдовиченко в 11-м, где порой собирались самые интересные люди не только из Актобе… И сразу же – комната Ненашева, она же студия «Профсоюз-13», где выпускали свои первые альбомы «Диаметр Города» и «КПД». А еще моя собственная квартирка, где стояли инструменты, а красная бас-гитара Ненашева – о преемственность поколений! – принадлежала когда-то басисту «Желез-Диеза». Как быстро мы взрослеем! На пятый «Суховей» я прихожу с семимесячным, шевелящимся под музыку животом, а на шестой – с десятимесячным ребенком. «Здравствуй, Алиса, а это твой алисенок?», - москвич Паша Клещъ берет на руки мое глазастое чудо. Как все быстро взрослеют! Ермен и его верная подруга, а потом и супруга Алия становятся родителями своего чуда – пухлого и смешливого малыша Карима. Другие тоже быстро подросли: в «Андеграунде» под музыку «Черного списка» мотают хаером уж не мои ровесники, а какие-то совсем другие люди, и, ей-Богу, они младше меня лет на …надцать! Панки, хой? Хой ли? Вот только что созвонились с Айзатом Киевым – рассказал, что точку для репетиций пробивает через областной акимат, департамент внутренней политики. Власть поняла, что бесполезно душить и контролировать то, что прорастет даже сквозь асфальт, и начинает дружить с неформалами. Времена проходят, и вот уже сам Ермен говорит, что ему нравится родной город и признает власть возраста. Только все равно – панки они еще или уже нет – мы встретимся на седьмом «Суховее».

Справочник
«Адаптация» - наиболее успешный и долговременный панк-рок-коллектив Актобе. Лидер – Ермен Анти. Постоянные участники – Ник Вдовиченко («Западный фронт»), Сергей Печуев. Кроме них, в проекте принимали участие: Сергей Щанкин (ударные), Саня Шиза (гитара), Олег «Мясо» Панченко (гитара), простите, если кого забыла. Выпущена масса альбомов, что говорит о том, что группа на правильном пути. «Аду» справедливо называют наиболее достойным преемником «ГО». Вся прочая информация на http://www.ermen-anti.narod.ru.
Белканов, он же Хомяк – основатель реггей-волны среди исполнителей Актобе. Лидер группы «Белканов-Бэнд», записал альбомы «Нейтралитет» и «Тени детей». Наиболее нестандартная и непредсказуемая личность в АПК. В настоящее время находится в состоянии перманентного отбытия в Россию. Кроме него реггей в Актобе играют группы «Елкина живопись» и «План-Туман». Вся прочая информация на www.belkanov.lenin.ru.
Гавр, он же Андрей Малоземов. Один из самых молодых участников АПК раннего периода. Талантлив до гениальности, музыкален, артистичен. Был, к сожалению. Лидер группы «Муха». Альбом «Источник заразы» выпущен не был.
Красный Хоббит, он же Алексей Белоконь. Президент АПК. Лидер группы «Мракобесы весны». Кристальной души человек.
«Суховей» - актюбинский фестиваль неформальной музыки. Проходит с 2000 года регулярно в середине-конце августа. Собирает под знамена замечательные команды. Перечислять их нет смысла. Ну, например, «Разные люди»… Обязательно приходите на седьмой «Суховей».
Ненашев – просто Ненашев. Участник группы «КПД». Энерджайзер. Солнышко. Медвежонок. Прочая информация о нем и других ребятах из «КПД» на http://www.kpd.kz.
Айзат Киев – вокалист, лидер группы «Черный список». Раньше пел в проекте «Диаметр города». Красавчик, что и говорить. Верит в свою звезду и заражает этой верой других людей, особенно молоденьких девушек. Сайта у «ЧС» пока нет, а потому краткая информация тут. Существуют с 2005 года. Состав: Айзат Киев – вокал, Саша Давыденко – ударные, Екатерина Акчурина – вокал, ее супруг Олег (к сожалению, фамилией не располагаю) – гитара, Асылбек Бекешев – бас. Стиль – классический рок, планируется уйти в progressive. В настоящее время записывается первый альбом «Вечность».
«Underground», или «Клуб 100» - место постоянной прописки АПК с 2004 года. Находится в 11-м микрорайоне, между остановками «Рынок» и «Университет». Трудности – «Лестница на небеса», в нетрезвом виде взбираться по ней не рекомендуется, что, впрочем, посетителей не останавливает. Несколько последних месяцев АПК делит помещение с экспериментальным молодежным театром.

Алиса «Sunflower» Ли
Опубликовано в журнале "Тесла" №3, июль 2007 (Актобе).

Хостинг от uCoz