АЛГА!

"Сочинял песню, а получилась жизнь"

(интервью с Николаем Вдовиченко, гр. Западный Фронт)

31е июля. Вокзал города Воронежа. До поезда на Волгоград еще час. Коля Вдовиченко стоит в очереди за билетом до Москвы . В это же время мы пытаемся поговорить с ним "для ОдСа" - уставшие и грустные оттого, что "Оскольская Лира" (откуда мы, собственно, и возвращались) уже закончилась.(Видимо в крови откладывать все на последний день и последнюю минуту!). Оттого и интервью вышло несколько сбивчивым, с упором на информативную сторону дела (ну не думалось о другом!).
А "представлять" Западный Фронт и Адаптацию нет смысла. Потому вот только такая предыстория.

Волга

В: Давай ты сначала вкратце расскажешь о том, как все получилось… И про ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, и про АДАПТАЦИЮ.
НВ: Ну, мы с Ерменом познакомились в 94-м году и почти сразу состоялся фестиваль "Сасык" (в переводе с казахского - "вонючка"). Это было первое наше совместное выступление. А я тогда вообще в первый раз был на сцене… А писать начал в 93-ем. В АДАПТАЦИЮ меня Ермен давно звал играть, ведь в Актюбинске-то людей толковых мало. В плане понимания толковых - знающих что, к чему, зачем. Неохота играть со всякими лабахами, которые играть не умеют, но… Музыка-то наша она несет в себе определенные идеи, и хотелось, чтоб люди понимающие играли. А, как правило, играют так - ну, пришел-ушел… Для него - не важно. Пока он свободен - он играет месяц, два, полтора. Тут у него какие-то проблемы - он взял и ушел. Поэтому в АДАПТАЦИИ постоянные проблемы с составом были. Одни приходят, другие уходят - и так постоянно… И вот, через года два после нашего знакомства, Ермен мне начал говорить: "Давай, играй в АДАПТАЦИИ!", а я тогда женился, ребенок должен был появиться. Приходилось отвечать: "Нет, вряд ли. Если уж играть, то серьезно. Не хочу тебя подводить. Попозже!" И через годик Ермен опять: "Давай!" А ребенок еще совсем маленький был, я боялся, что вряд ли потяну (жили тогда на окраине города… Ездить на репетиции каждый день… Нет!) А потом, в 97-м году я уже понял, что нужно - и у самого желание появилось играть, и ребенок начал в садик ходить (время появилось свободное). Тогда у нас фестиваль был "Октябрьская весна", в ноябре 97-го…
В: То есть, твой первый концерт с АДАПТАЦИЕЙ был в 97-м?
НВ: Нет, тогда мы только решили. А концерт первый был 17 января 98-го. Он проходил в школе, где я учился. И был многим знаменателен. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ там тоже играл. Кстати, единственное выступление группы со скрипкой! А на том фестивале "Сасык" Западный Фронт тоже должен был играть со скрипкой. Но скрипач за 10 минут до концерта сбежал.
В: Почему? НВ: Ну, вот так вот он (смеется)… И для меня это был первый выход на сцену со своими песнями, а для него так вообще… Мальчик молодой, лет 15, очень скромный. И когда стал собираться народ, отстраиваться аппаратура, он начал говорить: "Коль, а, может, вы без меня сыграете?" Ему: "Да нет, все нормально же! Отрепетировали. Не волнуйся!" (к тому же там всего две песни надо было сыграть!). И вот он меня уговаривал-уговаривал, я его успокаивал, успокаивал… В конце концов, он, видимо, понял, что меня не уломать…
В: И сам ушел?
НВ: Да. И с тех пор его никто не видел. Испарился!
В: А ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ когда…
НВ: ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ … Сначала название-то было ВЫХОДА НЕТ. Это потом - ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Постоянно мы играть начали только с 97-го года. До этого я что-то под гитару играл… Все пытался одного хорошего гитариста к нам перетянуть. Он все понимает, но дорожит своей карьерой. Я не смог перетянуть его в музыку… И я не смог собрать состава… Ермен же, он очень энергичный человек, очень целеустремленный. У него все разваливается, а он опять все собирает. Неустанно! Он молодец в этом отношении. Я чувствую, что вот так вот я не смогу. И постепенно на базе АДАПТАЦИИ я решил… Видишь, другого пути-то нет.
Хотелось бы, конечно иметь состав. Ведь у нас очень много групп с одинаковым составом. Были периоды, что в пяти группах играли одни и те же люди… В 97м году в Обнинске нас (четверых) встретили на вокзале и спрашивают: "Сколько вас групп приехало?" Мы: "Четыре"… То есть, четыре группы - четыре человека. Один кто-то поет, другие подыгрывают, кто как может. Проект, соответственно, того, кто песни писал. Бывало, что в пяти составах играешь разных. Потому что людей, которых хочется видеть в составе своей группы, очень мало. У нас гитарист был, неплохой гитарист, но ему безразлична АДАПТАЦИЯ. Ему, в принципе, нравится, что группа делает, но он одновременно мог бы и в ресторане играть. С нами он как бы от нечего делать… Он то придет в АДАПТАЦИЮ, то уйдет, и так года три. Но сейчас Ермен решил, что больше он не будет в группе участвовать.
Был такой период, когда мы вообще были втроем - я, Ермен и Серега Щанкин (он давно в АДАПТАЦИИ играл… Хороший барабанщик, но года до 97-го он явно не придавал значения всему этому, а потом сказал: "Я с вами!" И с тех пор вообще не подводит, серьезный человек). И вот, в 97-98м мы играли втроем жесткий хард-кор, без соло-гитары. Ермен только какие-то записи делал. Альбом "За измену Родине" - это как раз та программа. И есть очень хороший гитарист наш - Шиза. Он, правда, переехал в Оренбург жить (но Оренбург рядом). Я считаю, что Шиза - вообще один из лучших гитаристов, которых я когда-либо слышал.
В: То есть, четыре человека - это ты, Ермен, Шиза и…
НВ: Щанкин.
В: А Белканов?
НВ: Белканов, он время от времени на клавишах с нами играет. Но дело в том, что клавиши не часто используются. Вот на альбоме ("Тысячи Долгих Дней Пустоты" - прим. В) там 2-3 песни он подыграл. Бывает, на концерте мы с клавишами выступаем, но не часто.
В ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ на последний концерт я хотел взять другого басиста, но потом играть вообще расхотелось. В общем, не знаю… Я даже как-то решил завязать с этим делом. Не было настроения играть, репетировать. Это вот последние полгода… не играю, не репетирую - ничего! Я пока "повесил" это дело, оно висит, и я его не трогаю.
В: А на фестивале сил не набрался?
НВ: Не знаю, это дома будет видно. Сейчас-то пока все нормально.
В: Ты говорил об идейном согласии в группе. Тот состав, который есть сейчас, он этому полностью отвечает?
НВ: Ну, в общем-то, да.
В: Вы - группа практически другой страны. Насколько, на твой взгляд, музыкальная ситуация в Актюбинске/Казахстане отличается от ситуации, сложившейся в Москве/России? И насколько ситуация "столичная" отличается от провинциальной?
НВ: Да люди толковые везде все одинаково воспринимают. И люди понимающие, кому все это нравится. Они тоже хорошо все воспринимают. А людей всяких разных - и понимающих, и непонимающих полно и там, и там.
В: Но есть, допустим, музыканты, которые почти принципиально не хотят играть в Питере, потому что считают, что там… ну, не та атмосфера.
НВ: Не знаю, я в Питере по музыкальным делам еще не был никогда.
В: АДАПТАЦИЯ там тоже не играла…
НВ: В электричестве - нет. Ермен ездил два, по-моему, раза на квартирные концерты. Я в Питере вообще не был. Ну, был в детстве еще… Мы хотели сыграть там электрический концерт, но нам его не могут сделать. Зал не могут найти и все такое. Почему-то там это все очень сложно.
В: А вообще, ты согласен с бытующим сейчас мнением, что все живое идет из провинции?
НВ: Да для меня не важно - ГДЕ самое живое. Есть хорошие группы и в Москве. СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ, например, - очень живое!
В: Да…
НВ: Есть группы и в провинции хорошие. У меня нет такого провинциального снобизма, что "вот, провинция - это ништяк!". Бывает еще столичный снобизм. Есть хорошие группы, которые мне нравятся, они есть везде.
В: А кого из музыкантов ты воспринимаешь как соратников?
НВ: Роман Неумоев, ТЁПЛАЯ ТРАССА, Летов (хотя последнее его творчество мне не очень нравится - то, что было после "Ста лет одиночества", альбомы " Солнцеворот" и "Невыносимая Легкость Бытия"). Еще Черный Лукич нравится, но не могу сказать, что очень… Ну, Сибирь, в общем…Московская БАНДА ЧЕТЫРЁХ нравится чем-то. Скорее - музыкальной подачей - холодным драйвом. Еще ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - старая такая группа, тоже из Москвы. ЗАЗЕРКАЛЬЕ еще, правда, они сейчас не существуют, есть какой-то проект новый.
В: А начинал с чего?
НВ: Когда-то начинал с ВОСКРЕСЕНЬЯ. У нас в городе же не было ничего такого. Не доходило просто. А я не вращался в таких крутых музыкальных кругах раньше, где я мог бы чего-то набраться: раньше вообще слушал все подряд и не думал. Играл в техникуме в ансамбле песенки Макаревича, ВОСКРЕСЕНЬЯ, но это не было серьезно. А потом в армии я услышал Гребенщикова, КИНО, ЗООПАРК. Ну, покатила вся эта волна питерская… Особенно меня Гребенщиков зацепил.
В (неожиданно): А ты вообще коренной актюбинец?
НВ: Нет, я в Костроме родился. Мне лет 5 было, когда родители переехали жить в Актюбинск.
В: Слушай, а как тебе прошедший фестиваль?
НВ: "Оскольская Лира"? Ну, в музыкальном плане все очень беспонтово и нелепо происходит. Мне понравилось общение с людьми. Вот эта природа, отдых, костры.
В: Атмосфера.
НВ: Да, атмосфера. Тем более в моей жизни давно такого не было. У костра я не сидел, наверное, сто лет! Это было приятно… А музыкальное действие - это какая-то нелепость. Я просто для себя решил, что я буду участвовать во всем этом, поэтому участвовал до конца. Ну, решил познакомиться. Я же не знал раньше практически ничего - как, почему, зачем… А вот так вот выходить из-за одной-двух песен… Люди, по-моему, не поймут. Да и мне мало этого - я не "отдался"…
В: А кто из "поющего народа" на "Лире" тебе понравился?
НВ: ЭЙФОРИЯ очень понравилась (дружный смех). Почему-то сразу зацепило.
В: Коль, а что для тебя важнее - чтоб твои песни слушались/понимались или твоя собственная самоотдача? Ну, как бы - для себя или…
НВ: Пишешь не для людей в любом случае. То есть, если не будет людей, воспринимающих все это, писать все равно будешь. Есть какая-то потребность… Если не будешь песни писать - будешь картины рисовать. Если не картины, то все равно что-то будет. Если творческая потребность есть, то человек реально будет что-то делать… А пишешь, потому что есть потребность высказаться, что-то сказать людям. Тем более, что, когда пишешь, сам начинаешь что-то понимать. Бывает, песню напишешь, и непонятно - откуда это все? И сам начинаешь вникать в свою песню, сам для себя открываешься через творчество.
В (со смехом): Не было ощущения, что это - такой сакральный долг?
НВ: Нет, я не думаю, что это какое-то сподвижничество. Я не отношусь к этому как к миссии.
В: А что насчет гражданской позиции?
НВ: Это все достаточно расплывчато. Политика такое дело… Сложный вопрос.
В: Ты "изолируешь" себя от этого?
НВ: Нет, я интересуюсь. Но мне очень трудно в этом ориентироваться. Такое ощущение, что там люди занимаются не общественными делами, а своими личными проблемами. Все политики они решают свои вопросы, между собой дерутся… Конечно, мне не нравится то, что в стране происходит.
Мне трудно сказать, что Казахстан - моя Родина, потому что я не там родился. В другом смысле, Актюбинск - мне Родина, потому что я там живу. Я люблю этот город и его людей. Он мне дорог… В Костроме я хоть и родился, но я там никого не знаю. (Первый человек - Вова Аникин, с которым я познакомился только в этом году).
В: А вообще, было что-то такое конкретное, после чего писать начал?
НВ: Конкретного не было. Но ощущение, что я должен писать, оно долго жило. Я время от времени садился, пытался что-то написать, у меня не получалось и я думал: "Ну ладно, не готов". А потом, через какое-то время, - опять сяду, пытаюсь писать. Хотя на гитаре чужие песни я играл - то, что мне нравилось (Гребенщикова, в основном). С панк-роком я познакомился после того, как с Ерменом познакомился. Тогда же информации не было…
В: А у Ермена была?
НВ: У него были записи, ИНСТРУКЦИЯ та же была… Я не знаю, откуда он все это взял.
В: А был какой-то альбом, который тебя очень сильно встряхнул, поразил?
НВ: Да, таких альбомов несколько… КАЛИНОВ МОСТ " Выворотень". Случайно купил в магазине… и ничего не понял. Только то, что мне это близко! Там тексты же такие! Я до этого ничего подобного не слышал. За ночь несколько раз пластинку прокрутил, а утром "ноги в руки" и побежал по всем звукозаписям искать записи КАЛИНОВА МОСТА. Нашел их "Концерт в Москве". Тоже очень понравился. Нравится раннее творчество Ревякина… Потом, очень нравится "Религия Сердца" Неумоева.
В: А то, что сейчас, как тебе? "Звездное небо", например!
НВ: Песни хорошие. "За чистое небо", "Логика духовной войны"… Но нет альбома, который бы все это отражал. "Звездное небо" - это же акустика, а ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ в электрической ипостаси очень мощная. Хотя, мне и акустика нравится… Рома говорил, что электрический альбом то ли готов, то ли готовится...
В: А ты смог бы сформулировать критерии настоящего в песне/поэзии?
НВ: ?!
В: Ну, что лично для тебя главное с услышанной песне? По каким критериям она тебе может понравиться?
НВ: Главное - какой-то внутренний "посыл". Текст важен, конечно. Но помимо него есть Дух, атмосфера, ощущения…

Хостинг от uCoz