|
Музыка, которой нет на радио
Скоро, совсем скоро в Берлине пройдут не совсем обычные концерты. То есть концерты обычные, все дело в музыкантах. Ползет слушок в рядах искушенных любителей рока: русский андерграунд "живьем" из России.
Для многих эпоха классического русского рока закончилась с появлением на российских телеэкранах передачи "Смак". Поварской колпак на голове кумира целого поколения, талантливого поэта и музыканта наглядно показал, что сегодня в стране бунтарскую музыку можно сделать перевариваeмой, если сдобрить ее "деревенским" маслом или на худой конец полить кетчупом "Моя семья". Однако, жив и по сей день музыкальный андерграуд. Этой музыки нет на радио, о ней очень редко пишут в газетах и, уж конечно, ни одна из телевизионных музыкальных передач не поделится ради нее своим эфиром. Где же она есть? Прибежище "неформатных" музыкантов - некоммерческие клубы в полуподвалах жилых многоэтажек, актовые залы школ, нищие не ремонтированные со времен первой пятилетки ДК с их рисковыми от отчаяния директорами, а также квартиры, квартиры, квартиры...
Музыканты, населяющие современный андерграунд, весьма разнообразны по музыкальным направлениям и поэтическим школам. Несмотря на кажущуюся тесноту, здесь есть место и панкам, и последователям традиционного ритм-энд-блюза, и трепетным певцам готики. Музыканты в андерграунде особенно не делятся на партии и кланы, во всяком случае, не враждуют. Если вам интересно узнать, как это все выглядит в России - зайдите в "ДК Берлин" на Torstrasse, по соседству с "Кафе Бургер" - здесь вы увидите нечто подобное, разве что оформление берлинского клуба чуть ярче и радостней, чем в России. Организаторы клуба не откажут вам и в удовольствии послушать самые новые записи "настоящей музыки".
Вернемся к личностям. Имя Ермена "Анти" стало известно в Москве лет пять или шесть назад, когда по рукам начала ходить фантастическая кассета с названием "Парашют Александра Башлачева" и с детским рисунком на обложке. Ермен и его группа "Адаптация" родом из Актюбинска, из той части Казахстана, что граничит с Оренбургом, Омском, с Сибирью и, соответственно, с "сибирским панком". Ограниченный по бокам недосягаемыми, казалось, вершинами - Егором Летовым и Янкой Дягилевой, панк сибирской волны породил много подражателей, но казалось, не способен животворить. Однако, Ермен и "Адаптация" своим творчеством опровергают этот тезис. Восприняв все основные стилевые особенности, изобретенные Егором и Янкой, Ермен, видимо, потому пошел дальше Летова, что сама жизнь подростка начала 90-х в Казахстане рождала в нем наигранную боль и настоящий протест, отражавшийся в музыке и текстах. "Улицы города, в степь уходящие, Черный уставший снег, все настоящее..." создавали необходимый для подлинного панка круг тоски и отчаяния, из которого молодые музыканты во что бы то ни стало решили вырваться. Конечно они пробились: "Адаптация" - это стенобитная машина давно невиданной на Руси мощи. На нечастых московских концертах "Адаптация" "сносит крышу" и традиционным панкам, и эстетствующим хиппушкам, и тихим интеллигентам, среди которых тоже уже прошел слушок про чудо из Казахстана. Снесет и тем, кто через неделю появится на концертах "Адаптации" в Берлине.
Несколько концертов в нашем городе дает Денис Третьяков. Редкая возможность предоставится берлинцам - сопоставить творчество двух столь непохожих, столь ярких, но и столь глубинно-родственных музыкантов. Денис вроде бы, антипод Ермена: внимательный сосредоточенный очкарик из Ростова-на-Дону, не вздуваются жилы на его шее во время концерта, пот не заливает глаза, наоборот, - тихий перебор гитары, негромкий голос, то распевно-тягучий, то почти декламирующий, песни про детство... Но их, безусловно, роднит одно - жесткость творчества, беспощадный взгляд на действительность, ужас провинциального пост-совка, в котором они выросли, и от которого, если не оторваться - не выжить.
Концерты проводятся по инициативе клуба "ДК Берлин" и его неутомимого арт-директора Алексея Блинова, в рамках проекта "Русская волна". Волна пока первая, но за нею стоят люди, пользующиеся известностью как в берлинской тусовке, так и далеко за ее пределами. Например, Берт Папенбург (Bert Papenburg) - в его "Бургере" (Kaffee Burger), в стенах которого вот уже два года штормит "Russendisko", намечен концерт Дениса Третьякова и группы "Адаптация" на 20 апреля. 11 апреля музыканты выступят в Mudd-Club. Совсем недавно клуб, место тусовки нью-йоркской богемы, куда частенько захаживали Мадонна (Madonna), Джим Джармуш (Jim Jarmush) и другие всем знакомые личности, сменил прописку и расположился по адресу Grosse Hamburgerstrasse 17 в р-не Mitte. Его владелец Стив Масс (Steve Mass), человек, в свое время открывший для американцев "U2" и "Джудас Прист" (Judas Priest), в настоящее время тесно сотрудничает с русскими музыкантами. Будем надеяться, что за первой русской волной определенно последует и вторая, и третья - по слухам, летом в Берлине ожидаются концерты Умки, она же Анна Герасимова, и Рады Анчевской, вокалистки и автора песен группы "Рада и Терновник". Но о них разговор отдельный...
Юлия Рибольд журнал "Русская Германия"
|