|
АДАПТАЦИЯ: "За измену Родине"
Этот альбом достаточно долго ходил по рукам в черновом, неизданном виде. И надо сказать, что даже и в таком виде он был одним из сильнейших альбомов группы. Песни с него периодически исполнялись на концертах группы, несколько было издано на концертнике "Безвременье", записанном в Москве в 1999 году. Не издать такой альбом было просто нельзя, но автору хотелось сделать это по возможности лучше. О долгом и тернистом пути альбома сказано в предисловии, запечатленном на буклете к диску. Цитировать его дословно здесь вряд ли стоит, основные мысли такие: материал этот появился в 1997 году, в том же году в Актюбинске записан бутлег "Отбой", имеющий достаточно широкое хождение в народе, но самих музыкантов не удовлетворяла по качеству. Вариант, известный под названием "За измену Родине" был записан уже в 1999 году в ДКЖ (Актюбинск) и доделан в Москве в том же году. Однако и эта запись по мнению Ермена для издания не годилась, и окончательный, последний, официальный вариант был записан аж в 2002 году (голоса - в 2003 году) и сведен осенью 2003 года, после чего в декабре успешно и издан. Что же мы имеем взамен старой версии (или наряду с ней?)? Песни практически все старые и известные, однако все, да не совсем все. Из альбома были выброшены (и пока что никуда не вошли) такие песни, как "Западло и не так", служившая превосходным эпиграфом к этому трагическому полотну, "Карантин", "Произвол", "Опять", а также любимая мной минималистичная и убийственная песня "Говно". Почему все это великолепие осталось за бортом, автор на обложке не написал, а зря.
Так и подумалось, что альбом из-за этого потеряет и окажется неполным, куцым. Итак, что же предстает перед слушателем при включении диска? "За измену Родине" - заглавная общеизвестная вещица. Еще тяжелее, еще сильнее, еще безысходнее и от того яростнее. Далее, как и раньше, - "Партизанские будни". Этакий выход из дома на улицу, в мир, где "за окном - гастроном, а в гастрономе - толпа и стрёмный лозунг про то, что все - братья". Без приведения мыслей к конкретной идее, без концепций, как есть - от души, от сердца. С криком и болью, но - честно, как Анти всегда и пишет. Удивительная вещь - как бы ни менялся мир, в нем по большому счету все также никому не нужен этот человек "без кола, без двора, без всего, что не я". Песня разгоняет альбом и требует продолжения повествования. А продолжает его "Там, откуда я родом" - еще одна из козырных песен альбома.
Сегодня вновь предстоит умирать,
А завтра снова придется родиться,
Жить героически и побеждать,
А, может, прятаться и сторониться.
Я не знаю, каким он будет,
Завтрашний день, да и будет ли он вообще.
Еще одного раздавило, размазав говном по стене…
Соленый привкус пустых городов, микрорайоны могил,
Там, откуда я родом, земля превращается в ил.
Ни убавить, ни прибавить. С каждой строкой Ермен попадает в десятку. Остается либо ныть "Ну так нельзя", либо согласиться и… а тут каждый сам решает, что "и". Но мне, например, спокойно сидеть на месте после этого уже тяжело. Совестно вроде как.
Дальше - больше. "Мафия и власть" - красочная картина современной жизни больших городов, причем самой оживленной, центральной их части. Разрыв, являющийся обидным и уродливым результатом выбранного страной пути (увы, не последним и не худшим результатом). И как приговор в конце - "три тысячи лет войны отныне и навсегда".
А теперь центральное место в альбоме. Выдворенные из него композиции заменены одной более поздней - "Революции больше не будет". Не сказать, что она целиком возместила их отсутствие, но песня действительно удалась на славу. Это злобная и горькая издевка над сбродом, над болтунами, обывателями, эстетами, способными свести на нет все даже самое лучшее. Лермонтов когда-то написал про своих современников: "Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно". Ермен ту же примерно мысль выразил в духе своего времени и куда более откровенно:
В их жадных глазах отражается небо,
Не давшее миру ни капли дождя,
Но в каждой отдельно взятой квартире
На стенке - портрет дорогого вождя.
Еще один год, и нас снова надули,
Всё промифовали - нас нет.
Я вижу, я знаю: здесь РЕВОЛЮЦИИ НЕ БУДЕТ.
Глядя на всеобщее наплевательство (ладно бы агрессивное согласие с режимом - нет, именно наплевательство), с этим поневоле соглашаешься, хотя и не желаешь, чтобы это было так, потому что тогда - точно пиздец. Всем. Эта песня - всем и каждому. И уныло бредущему домой с работы, думая лишь о том, чтобы его ничто ни трогало, и романтику, утонувшему в книжках и утратившему чувство реальности, и очередному дебилу, профанирующему верную политическую идею, и золотой молодежи, взирающей на мир из окна купленной родителями иномарки - всем по подарку. Можно отвернуться, можно уши заткнуть. А вот опровергнуть или переспорить - уже не выйдет. Честно говоря, таких песен побольше бы.
И далее - опять старые вещи. "Кругом одни пидорасы" (также песня известна как "Педерастия") - еще одна емкая характеристика нынешнего общества и происходящих в нем процессов. Да какие там, честно говоря, процессы… Жизнь продолжается. Ничего не меняется. Кругом одни пидорасы. Как есть.
"Убиваю себя" - вещь болезненная. Это уже апогей, почти финиш, одна из последних стадий состояния, обозначенного в "Партизанских буднях". Правда, самоубийство здесь не кажется единичным актом. Человек будто бы совершает это каждый день, постоянно, всей своей жизнью - этакое продолжающееся, длящееся преступление против своей жизни. Даже на злобу сил уже нет. Или все же есть? Следующая композиция - "Слезы обреченной буржуазии" - встряхивает слушателя и напоминает, что песенка наша до конца еще не спета. Эта песня всегда была одним из любимых моих гимнов, внутренних, душевных гимнов. Несущийся ритм только усиливает текст, являющий собой одну большую угрозу, приговор нынешнему мировому порядку:
Святые пацифисты и вселенская весна,
Дерьмо цивилизаций и обыденное быдло,
Насилие собой наполнит наши города,
И можно горевать, а можно смело веселиться.
***
История опять готовит праздничный пирог,
И время вновь рождает трезвомыслящих героев.
Рычит, оскалив зубы, мой убийственный панк-рок.
Бикфордов мир горит, и над страною - злые тучи.
Так что "Революции не будет" - это не констатация безусловного, рано радуются отдельные личности. Это всего лишь оценка. Я надеюсь, что текущая, а не итоговая. Будет новый поход. Будет радость побед. И веселый пиздец им от наших… ладно, не будем увлекаться. Жизнь покажет.
И завершает альбом уже несколько набившая оскомину "Кайфа больше нет". Тут описывать в общем-то и нечего. Кто слышал уже, тот знает. Кто не знает, тот послушает и проникнется. Благо есть она на нескольких альбомах, и представленный на этом диске вариант от прочих не очень отличается.
Стоит сказать "спасибо" всем, записавшим и издавшим альбом, за то, что он наконец-то звучит чистым звуком. Чистым, мощным и в меру грязноватым. Меня несколько удручило то, что основная часть материала сыграна медленнее, чем на черновом варианте, но это в общем пустяки. Драйв есть, альбом заводит, очень сильно заводит. Впечатления недосказанности, недоделанности нет. А выпавшие песни… я хотел бы надеяться, что они еще будут изданы в надлежащем виде когда-нибудь позже. Не пропадать же добру.
Оставшееся место на диске "добито" живым концертным выступлением группы в Дижоне. Концерт записан неким Гзавье Алезом с "воздуха" на сквоте TANNERIES, 15, bd. de Chicago, Dijon (именно так на буклете и написано - гы-гы-гы). Перед началом выступления группу представили публике на французском языке - кто знает, тот переведет - и тут понеслось. Играли, правда, втроем - гитарист "Адаптации" не имеет возможность ездить на гастроли (хотя альбом "За измену Родине" записан с его участием), и коллектив отдувается в усеченном составе, не ударяя, однако, в грязь лицом. Слов иногда не разобрать, но это с избытком компенсируется драйвом, угаром, общей концертной атмосферой. "Мой город будет стоять" сыграна быстрее, чем на альбоме, поэтому воздействие от нее куда как сильнее - теперь она на концертах так играется всегда. Кроме того, в тот день жителям бургундского городка были представлены старые песни группы ("За измену Родине", ""Про дома…", "Дезертир", "Педерастия", "Кайфа больше нет" - опять она… это уже навязчивая идея какая-то), новые неизданные ("Пепел", "Так горит степь", "Политкорректность", "Жалгыздык" что значит "одиночество", "Алдар косе"), а также советская песня "Крейсер "Аврора" - очень она пронзительно и проникновенно в ерменовском исполнении звучит. Но это нам, более-менее знакомым с творчеством группы есть дело до того, что там издано, а что - нет, а французы в тот вечер, наверное, просто угорали и радовались хорошему концерту - по крайней мере, судя по шуму толпы в перерывах между песнями, принимали актюбинцев на чужбине неплохо. На буклете имеется ряд фотографий того дижонского выступления. Что ж, лучше пусть будет много концертов, чем их будет мало или не будет вообще. Жаль только, что в Москву они редко заезжают - концерты их посещать приятно.
А вообще может случиться так, что с этими бонусами "Адаптация" сама себя обворует - на дисках вышло уже два таких "довеска". И вроде бы основные альбомы - "Джут" и "За измену Родине" не являются в полном смысле слова новинками и состоят из уже известных, старых песен, а на концертных бонусах уже вышли и "Алдар косе", и "Телефонный разговор с Н.Н.", и "Пепел", и "Так горит степь", и "Политкорректность", и еще много чего из новых песен. Не получится ли так, что для нового студийного альбома "свежих" песен не останется и, будучи составленным из уже известных, он не будет столь покупаемым, как если б новый материал чуть дольше подержали в архивах? Или у Ермена еще много чего есть такого, что мы не слышали? Будем верить в лучшее. Пока что можно сказать, что выпуск очередного альбома в таком вот виде - это шаг, событие, где-то даже очередное достижение группы. Так, глядишь, "Адаптация" и станет потихоньку лидером отечественного панк-андеграунда. Данные для этого есть.
Степан Басманов Неофициальный сайт Адаптации
|