АЛГА!

Наша родина - детство

В конце декабря, завершая затянувшийся более чем на месяц гастрольный тур по России, Украине и Белоруссии, актюбинская группа АДАПТАЦИЯ по приглашению "Новой газеты (С)" посетила Самару. В нашем городе при поддержке ЗАПАДНОГО ФРОНТА, БЕЛКАНОВ-БЭНДА и теперь уже самарца Корнея в баре "Сквозняк" они дали концерт.
На следующий день мы сидели с лидером группы Ерменом Анти (Ержановым) в кафешке 7-го общежития СГАУ и разговаривали о гастролях, Родине, нациях и политике.

Гастроли

- Ты доволен прошедшими гастролями?
- Конечно. Представлять новый альбом в городах России, Украины и Белоруссии сегодня ни одна андеграудная группа позволить себе не может. Но мы решились на такой шаг. Впечатлений - куча.
- Доволен как человек или как музыкант?
- По большому счету я в себе это не разделяю.
- В "Сквозняке" на концерте многие говорили, что это ужасно, что песни агрессивные. Что тобой движет, когда ты такие песни пишешь?
- Наверное, в таких заведениях, как "Свозняк", нам лучше не выступать.
А песни рождаются под впечатлением событий, происходящих вокруг нас. Это реакция на современную жизнь.
- Где-то писали, что нынешние твои песни стали более лирическими. Возрастное?
- Раньше нас часто обвиняли в том, что мы - остросоциальная группа: мол, социальные песни сейчас не в моде. Такие, как "Мафия и власть". Российские музыкальные критики писали, что песни АДАПТАЦИИ для тех, чья личная жизнь - его внутренний Казахстан.
Только мы никогда не считали наши песни социальными. Это песни о нашей жизни, жизни пацанов из рабочих районов. И в каждом городе, куда мы приезжаем, есть люди, видящие в наших песнях свою жизнь.

Родина

- А есть различия: Казахстан, Россия, Белоруссия?..
- Есть, но только бытовые. Вы живете в одной стране, мы - в другой. И нам все тяжелее ехать в Россию, или вам - в Казахстан.
- Ермен, а как вас воспринимали зрители - как группу из другого государства?
- В Москве и Питере нас нормально воспринимают - мы там с 1996-го года выступаем. А в Архангельске или на Украине нас называют ведущей русскоязычной группой Казахстана. Только разницы по большому счету никакой: мы из одной страны - из СССР.
- В Казахстане и странах СНГ вас по-разному слушают?
- Нет. Просто есть города, где нас очень хорошо знают. А есть, где не знают. Мне понравилось, что в Самаре нас слушали. Слушали слова. А вот в Архангельске пришло человек триста, и они все колбасились под наши песни. Наверное, это тоже нужно. В Северодвинске тоже вначале колбасились, потом стали слушать и покупать наши кассеты. В Могилеве больше половины зала вообще все наши песни знали наизусть. Они знали, на что идут, что это не просто панк-рок дубовый, а важна суть текста.
- Почему альбом назвали "За измену Родине"? Что для тебя Родина?
- Родина? Я раньше всегда говорил, что моя Родина - СССР. Страна, в которой мы родились. Теперь думаю, что наша Родина - детство. Все мы родом из детства.

Нации

- У тебя есть казахстанский патриотизм?
- Есть, конечно.
- И какой он?
- Знаешь, у нас в девяностых, на волне независимости, появилось много людей, предлагавших в Казахстане ввести казахский язык, развивать казахскую национальную культуру. Только это те же люди, которые лет десять назад то же самое вещали про марксизм-ленинизм. А потом начали изображать патриотов.
А я взял и сделал казахскоязычный проект БИЩАРА БАЛДАР. Мы записали во Франции диск, который скоро выйдет. Это и есть патриотизм.
Или наш казахский писатель книгу напишет классную - тоже патриотизм. Художник картину нарисует...
А все слова, которые произносят, желая приобрести политический капитал, это не патриотизм. Это г...
- Можешь представить, что когда-нибудь - скажем, в силу политической целесообразности - наши президенты затеют войну между Казахстаном и Россией...
- Политики, ради того, чтобы остаться у кормушки, способны на все. Свиньи. А свиньи всегда должны у кормушки пастись. Они ведь были коммунистами, потом стали демократами, завтра станут социал-демократами, революционерами... Да кем угодно.
Считаю, что все зависит от воспитания. В детстве, когда в Казахстане две трети населения было русскоязычным, я сталкивался с проблемой русского национализма. Ну, был он, был. Хотя нас воспитывали интернационалистами. Я лично воспитан так.
- Знаешь, мне кажется, что во всех странах СНГ есть единая нация - менты...
- Менты - они везде менты. В 1997-м мы ездили на экологическую акцию "Хранителей радуги" по поводу пуска в Волгодонске атомной электростанции. Ехали туда автостопом, и всю дорогу были под прессом российских ментов. То у нас деньги заберут, то нас где-то задержат. И так всюду. В Белоруссии требовали за концерт сто литров бензина, в Москве - сто рублей за регистрацию, в Казахстане - лицензию на проведение рок-концертов. Пользы людям от них никакой - одни проблемы.
У нас эта профессия становится кастовой. Папа - мент, сын - мент, и внук, когда вырастет, будет ментом.
- Это становится межнациональной национальностью.
- Я когда учился в школе, у нас пойти в менты считалось западло. А сейчас школьники считают, что надо идти в менты. А почему? А потому что деньги. Не те, которые мы им платим как налогоплательщики, а те, которые они у нас сами забирают.
- Говорят, прошлым летом в Актюбинске самая ходовая майка была с "Бригадой".
- Да. В них ходили все, включая маленьких детей. И количество молодежных группировок увеличилось после сериала. Только власти на это реагируют слабо.
- Ермен, а за что вас лимоновцы так любят?
- Может, причина в том, что мы единственные, кто против Назарбаева на прошлых выборах открыто выступил.

Политика

- Почему молодежь на выборы не ходит?
- Процентов десять-пятнадцать из них о чем-то думают, остальным дела нет. А все это быдло, блатота, называющая себя "золотой молодежью", это вообще растения. И вот те, кто думает, они все видят, они понимают, что все - как 20 лет назад, что взрослые дяди и тети за них все уже решили, а они - за бортом политической борьбы. Толпу изображают.
В обществе разыгрывается спектакль, в котором можно быть участником, а можно и не быть. Меня это не интересует. Я в это не верю. Ну и зачем я буду во всем этом участвовать? Время терять?
Хотя, занимаясь творческой деятельностью, наверное, все же участвую. В какой-то мере. Но в политических делах, в выборах я не участвую. Принципиально.
- А вопрос цены?
- Если мы хоть раз на такое подпишемся - значит, панк-рок перестанет существовать.
Понимаю, есть соблазн. Когда приходят, приносят десять штук баксов и зовут поучаствовать во всей этой бодяге. Гребенщиков же не участвует ни в каких выборах, а ему, думаю, не раз предлагали. Это сохранение себя как личности. А все эти "Алисы", "Чайфы"... У нас "Чайф" и Чиж приезжали вместе с Никитой Михалковым в 1999-м играть заключительный концерт в поддержку Назарбаева. Они и играли - для рабочих, которым билеты выдали на предприятиях. Эти люди заполнили Дворец спорта, Шахрин для них пел "Поплачь о нем…", "Такая жизнь...", а в это время на улице менты месили дубинками молодежь, которая хотела попасть на концерт.
Я не понимаю российских музыкантов, едущих в Казахстан или на Украину поддержать политиков. Куда они лезут? Есть свое государство - вот там и поддерживайте. Почему "чайфы" и прочие небедные люди едут склонять казахстанскую молодежь в поддержку Назарбаева? При этом ничего не зная о нашей жизни.
И это люди, которые говорят о рок-н-ролле, о свободе. Ну, я понимаю, когда Пугачева, Киркоров разъезжают - это нормальная проституция. А когда рок-н-ролльщики ездят... Которые о свободе любят поговорить, а им предложили десять тысяч долларов наличными, и они все забыли и полетели.
- А если завтра появится человек, которому ты поверишь, - его тоже не станешь поддерживать?
- Не знаю, когда такой человек появится.
- Но вы же поддержали коммунистов.
- Это был акт протеста с нашей стороны. Тогда деканы выводили студентов на улицы - выкрикивать лозунги в поддержку Назарбаева. А студенты отказывались. Мы после этого и выступили. Потому что есть часть молодежи, которая против существующего порядка, а им пытаются что-то навязать...
Вообще компартиям и Казахстана, и России давно пора самораспуститься. Их же держат специально для всяких приезжающих из ОБСЕ: "Смотрите, у нас есть оппозиция. Вот смотрите - коммунисты". Какая же это оппозиция?
У вас сейчас есть партия власти, все это напоминает мне Казахстан образца 1997-98 годов.
Кстати, у нас бродит в умах теория, что надо провести закон, запрещающий бывшим работникам и сотрудникам спецслужб баллотироваться в президенты и депутаты. У них есть своя работа, вот пусть и делают ее хорошо. Пусть помогают власти на своем месте.
- У тебя не возникало желания пойти в политику?
- Мне приятнее на гитаре играть, ездить с концертами, встречаться с людьми.
- Если послушать ваши песни, то создается другое впечатление. У тебя же активная жизненная позиция...
- Она у каждого человека должна быть. Но это не значит, что надо лезть в политику. Мне, например, это противно. Я же видел всех этих людей близко. Лучше я буду встречаться с нормальными людьми, с которыми можно нормально посидеть, поговорить, выпить...

Настя КУРТ-АДЖИЕВА
"Новая газета (С)", № 2Р от 12-18 января 2004г.

Хостинг от uCoz