|
"Пусть сегодня никто не умрёт!"
"Пусть сегодня никто не умрёт!" - пел Александр Чернецкий. С ним вместе пели мы. Это был праздник жизни. И это поколение не выбирало пепси.
Правда, выбрать что-то другое было затруднительно. Стражи правопорядка проявили небывалую бдительность: на входе в зал проверяли сумки, прощупывали карманы, а бутылки, пусть даже с безобидной минералкой, отправляли к себе в закрома. Что поделаешь - общественный порядок…
Удачно прошедшие осмотр и успешно "опечатанные" проходили внутрь. В зале городского театра кукол "Алакай" разворачивался "Суховей-VI", названный журналистами "началом второй пятилетки". На самом деле, этот фестиваль - единственный настоящий наш, актюбинский фестиваль. Можно сказать, народный. Из года в год, шесть лет подряд он собирает фанатов панка и рока, которые безо всякой рекламы знают, что август - это "Суховей", и ждут только объявления времени и места.
Долгожданный фест начался выступлением москвича Паши Клеща и Корнея из Самары. О первом стоит сказать, что он - участник самого первого "Суховея". Песни пишет вот уже 15 лет. Не относя себя к различным стилям, говорит, что работает в "направлении чистой совести". Они растворили дистанцию между сценой и залом, создали особую атмосферу, подготовили слушателей к выходу настоящего Мастера.
…На сцену, прихрамывая, вышел высокий худой мужчина с гитарой. В тёмном зале напротив него - молодёжь. Та, которой так боятся бабульки во дворах и воспитывающие их чиновники. Кожа, шипы, напульсники, яркий макияж и - максимализм. Такая не прощает заигрываний и фальши. Но Александр Чернецкий поёт так, как будто он один. "Жизнь стоит того, чтобы не быть сволочью, жизнь стоит того, чтобы утром открыть окно", - поёт он. Одну из песен посвящает собравшимся девушкам: "Эта песня для девушек, которые не пошли на какую-нибудь попсовую вечеринку, а пришли сюда, на "Суховей". Им, каждой из них, он признаётся: "Твой маленький ангел расправил мне плечи…" Замечаю, что полицейский, стоящий рядом, весь прикован к происходящему на сцене, к одинокой фигуре перед микрофоном. "Нравится?" - спрашиваю. Утвердительно кивает головой. Помнится, актюбинский панк-исполнитель сказал, что "Менты - это нация". Однако видимо, настоящее искусство роднит всех, без деления на национальную и прочую принадлежность.
Кто такой Александр Чернецкий? Для многих - учитель ЧИЖа. Играет в группе "Разные люди", последние 6-7 лет живет в Питере. До этого была группа "Продлённый день" в Харькове, в которой и играл тогда ещё неизвестный Чиж. О себе говорит: "40 лет, родился в городе Харькове. Занимался футболом в детстве, потом заболел. Пришлось оставить спорт, увлёкся Высоцким, музыкой, начал играть на гитаре, писать песни. Потом собрал в 1983-м году свою первую группу.
Чего-то такого интересного сказать не могу, потому что моя жизнь достаточно открыта и никаких секретов в ней нет". Один из последних альбомов - "Сорок четыре" записан группой "Разные люди" совместно с группой "ЧИЖ и Со" в прошлом году.
В Актобе и вообще в Казахстане первый раз. Для описания своих впечатлений ввернул крепкое словцо, затем с некоторым волнением: "Всё настолько круто. Мне рассказывали люди. Но одно дело - слышать, другое дело - увидеть, какие люди, как они живут. Всё это совсем по-другому. Мне трудно подобрать сейчас слова. Короче, очень и очень понравилось".
Пригласил Александра лидер "Адаптации" Ермен Анти. "Мы заочно были знакомы, а в нашем деле, в рок-н-ролле, это самое главное - чтобы друг друга знали. Музыка, она такая вещь, которая связывает людей. А вот лично познакомились вчера. На нейтральной полосе, когда проходили границу", - вспоминает Александр. Мы говорили до его выхода на сцену. Когда же он запел, я удивилась, что с этим необыкновенным человеком я запросто разговаривала в прокуренной гримёрке. На него восхищённо смотрели не только молодые фанаты и полицейские, но и сами музыканты, которые, как дети, радовались каждой песне, предвкушая заранее, передавая друг другу, какая на очереди. А песни - одна сильнее другой. Хриплый и мощный голос. Из первых рядов выкрикивают-просят песню. "Я не знаю, почему она так прорубает вас в Актобе", - говорит Чернецкий, соглашаясь. По заявке благодарных слушателей он исполняет "Печаль", написанную в 1989-м году, песню пронзительную и строгую. После звучит песня, посвящённая жертвам Отечественной войны, за память которых Александр пьёт на сцене. Потом он поёт песню, которую посвятил русским рок-музыкантам.
Пусть сегодня никто не умрёт!
Пусть этот день для радостных глаз.
Пусть сегодня никто не умрёт!
Господи, ты видишь нас!
- похоже на молитву, но звучит раздольно, сильно. Поёт весь зал.
Наверное, трудно выходить на сцену после такого певца, как Александр Чернецкий, но актюбинский "Крестовый поход детей" справился с задачей вполне. Голос Стаса Ткачёва (Йотса) звучит как всегда - звонко, чуть дрожа от внутреннего напора. Кстати, этот фестиваль - подарок для Йотса, у него день рождения. У группы - свой стиль (смесь разных направлений: от рэгги и фолка до трип-хопа) и свой слушатель. Из зала кричат: "Молодцы! Спасибо!".
"КПД" сменяет "Западный фронт". Тексты Николая Вдовиченко (вокал) сами по себе - сильные, их можно читать как стихи. Музыка усиливает их в разы.
Пока на сцене поют актюбинцы, к выступлению готовится ещё один гость фестиваля - Саша Микитенко, вокалист группы "Исток" (Одесса, Украина). Парень открытый и общительный. Рассказывает о своей группе: "В 2001-м году образовались в Одессе. Где-то с 2003-го года начали более или менее плотную концертную деятельность. Украину объездили, в Москве играли и вот Актюбинск - самый дальний заезд. Вначале был полноценный электрический состав, но с конца прошлого года получилось так, что ребята ушли, и мы остались вдвоём - я и Ваня Солонин, наш флейтист, такой акустический вариант. За эти 5 лет успели записать два акустических альбома: "Эй!" и "Я (романтика)". Есть такое произведение украинского писателя Николая Хвалевого "Я (романтика)". Оно к нам отношения не имеет, просто название очень красивое. Произведение тяжёлое и альбом получился тяжеловатый".
На сцену "экспериментальная команда" одесской группы вышла в таком составе: вокал - Саша Микитенко, бас-гитара - Виталий (Шебур), барабаны - Ибрагим Джанибеков. Дело в том, что украинцев "зарубили" на границе и одесскому гостю пришлось в экстренном порядке репетировать с актюбинцами. На качестве выступления, стоит отметить, это не сказалось ни в коем случае. Задуманную программу отыграли просто отлично, исполнив, по определению Микитенко, "пост-русский рок": смесь русского рока и гранджа.
Недалеко от меня - редактор самарского отделения московской "Новой газеты". Он хоть и не Кобейн, но тоже Курт. Курт-Аджиев Сергей. Приехал посмотреть на "Ермена и Кольку", как он их называет, может быть, и написать о фестивале. Гордится ими как земляками. Сергей Курт-Аджиев - мартучанин, в Мартуке живёт отец. Со смехом вспоминает фразу, которую дочь Настя нашла в Интернете: "Париж - фигня, Актюбинск, Челкар, Мартук - вот это престиж". Похоже, господин редактор согласен.
Кстати, из Самары приехал не один он. Многие гости стеклись со всех концов бывшего Союза - здесь люди из Питера, Москвы, Самары, Тольятти и т.д. Приехали как в одиночку, так и целыми партиями по 10-12 человек. Из числа местных в толпе узнаю некоторых актюбинских музыкантов. Тут и "Реалист", и "Диаметр города", и "Адмирал".
Тем временем фестиваль подходил к концу. Последней, как и предполагалось, вышла "Адаптация", лидер которой является бессменным организатором "Суховея" в разные годы, а также автором самого названия фестиваля. "Железный" Ермен Анти обратился к публике со следующей короткой речью: "Всё нормально. Праздник состоялся. Люди приехали. Прошли границы. ФСБ отдыхает!" Народ горячо поддержал группу. Главный революционер актюбинской панк-сцены пел о бишаре-рае, о жизни в полицейском государстве. В проходах и перед сценой - тёмные силуэты, вскинутые руки, разлетающиеся волосы. Финальные кадры фестиваля: Ермен, разгорячённый, облившийся водой, резко уходит за кулисы и возвращается с… домброй. Неистово, как будто палицей, размахивает ею над головой. Шум, крики, свист. Заключительный аккорд "Суховея-VI"…
Жулдыз АЛМАТБАЕВА Газета "Актюбинский Вестник"
|